С другой стороны, разработка представлений о социальном эксперименте есть одновременно признание возможности проведения экспериментальных исследований в социальных науках. Такая возможность не в последнюю очередь связана с отказам от жесткого использования естественнонаучного эксперимента в качестве эталона эксперимента вообще и с разработкой частных представлений об эксперименте в рамках каждой социальной науки, в частности, в рамках психологии.
ФОРМИРОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
В этом параграфе метод формирования будет рассмотрен с точки зрения его сходства и различия с представлениями о психологическом эксперименте, сложившимися в частной методологии психологии.
Первое и, видимо, наиболее важное отличие состоит в характере научных гипотез, которые проверяются при экспериментальном и формирующем психологическом исследовании. Напомним, что для традиционного психологического эксперимента схема организации исследования должна быть подчинена цели проверки каузальной гипотезы, то есть гипотезы о наличии или, в определенных случаях, о характере причинных связей между двумя или несколькими переменными (об «отношении» между переменными, в терминологии Р. Готтсданкера).
Однако причинные связи - это не единственный вид связей, интересующих психолога. Соответственно встает проблема, как исследовать непричинные связи, например структурные, развития и функционирования и прочие? К этой проблеме добавляется вопрос об отношении детерминизма и причинности: в философии и методологии существует мнение, что ««научное объяснение есть объяснение с помощью законов, а отнюдь не с помощью причин» [Бунге, 1962, с. 347]. Наука содержит как причинные законы, так и непричинные, имеющие причинную компоненту, то есть в качестве научных выступают не только причинные гипотезы.
Формирование как исследование отвечает другому типу гипотез: это, во-первых, структурные гипотезы, а во-вторых, объясняющие. Формирование - метод исследования структуры конкретных способов психической деятельности и механизмов их развития (формирования) и функционирования.
Но в этом различии проявляется и известное сходство формирования и эксперимента как методов исследования: оба исходят из некоторых гипотез, которые должны быть проверены. Гипотеза о связи двух свойств как двух переменных (независимой и зависимой) может быть проведена в простом (не факторном) эксперименте. Увеличение числа независимых переменных делает эксперимент факторным. Способ деятельности, даже простейший, является настолько сложным в структурном отношении объектом, включает и снимает в себе столь много связей и отношений, что эксперимент по проверке гипотезы о строении любого способа деятельности уже бессмысленно было бы называть факторным.
Последнее утверждение позволяет подойти к рассмотрению формирования сквозь призму классификации схем эксперимента [Готтсданкер, 1982, с. 368]. Эксперимент, с точки зрения способа сравнения условий, в которых дана независимая переменная, делится на кросс-индивидуальный, групповой, и со сравнением по всем испытуемым; с точки зрения характера изменения независимой переменной - на количественный и качественный; с точки зрения числа независимых переменных - на эксперимент с одной, с двумя и более переменными (факторами).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.