Из истории вопроса о соотношении теории и эксперимента в психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ИЗ   ИСТОРИИ   ВОПРОСА   О   СООТНОШЕНИИ    ТЕОРИИ    И ЭКСПЕРИМЕНТА    В     ПСИХОЛОГИИ

Теория  и  энсперимент  - они  взаимосвязаны, одно  без  другого остается  неплодотворным. К  ним можно с  полным  правом отнести  известные слова  Канта и сказать: теория без эксперимента пуста, эксперимент  без теории  слеп. Поэтому  и теория,  и эксперимент  в  равной  мере  настоятельно  требуют  подобающего  им внимания.

'

Анализируя  более  чем  столетний  период  развития экспериментальной  .  психологии в  России, необходимо  отметить глубокую  связь  и  преемственность  разных  этапов векового  пути, пройденного отечественной наукой,  и современных  п'роблем экспериментального психологического исследования.  В трудах  ее выдающихся представителей прошлого - В. М.  Бехтерева, А.  Ф. Пазурского,  Н.  Н.  Ланге,  А.  П.  Нечаева и  других накапливались факты  и складывались  теоретические принципы,  которые обусловили  большие  успехи,   отечественной  науки.   Эти  принципы были затем  эксплицировакы и  углублены с  позиций марксистско-ленинекой философии в советеной ысихологии.

Одним    из     важных    методологических     положений,    которым р,ужаводствуются   соэатсхие  психологи,   является  тезис   о  единстве предмета   и   метода   иееледования,   теории  и   эксперимента.  Среди методов   психологического   исследования   особое   место   принадлежит эксперименту,  При  этом  дело   не  топько   в  том,   что  эксперимент имеет   значение,   как   один   из   специальных   и   даже   важнейших методов   научного  исследованик.,   Внедрение  в   психологию  эксперимента,   как   справедлиео   отмечад;   С.  Л.   Рубинштейн,  «по-новому поставило  вопрос  о  методике   психологического  исследования   в  целом,    вмдвинув    новые    требования"и   критерии    научности   всех видов    опытного    исследования    в   психологии.    Именно   поэтому введение   экспериментального   метода   в   психологию   сыграло  такую большую,     пожалуй,     д@же     решающую     роль     в    оформлении психологии в самостоительную науку» [17, 56].                         

' ПМанк М. Избраыные труды. М., 1975. С. 563.                         

В своей  книге Б.  Ф. Ломов  [13] посвящает  вопросу соотношения  теории  и  эксперимента  специальный  раздел  под названием: «Теория, эксперимент и практика  в психологии».  Он подчеркивает,что взаимосвязь  теории, эксперимента  и практики  носит характер диалектического  единства,  психологическая  теория «~нацравл.яет поиски  решен~я  задач,  возникающих  в эксперименте  и практике»  [13,  51],  и  %ама  развивается  на  базе  тех  данных,  которые накапливаются   в   экспериментальных  и   црикладных  исследованиях.  Автор  книги  приходит  к  выводу,  что это,диалектическое единство   -   «важнейший  принцип   перспективного  планирования развития  психологической  науки  .и   профессиональной  деятельности психоногов)» [13, 51].                                    

Вопрос  о  соотношении  теории:и  эксперимента  стал предметом обсуждения  в  отечественной  псимологии  уже в  начальный период усвоения ею эксперименталвного подхода. Он  был связан  с оценкой теоретической и  практической значимости  материал'ов, полученных в   экспериментальных   исследованиях   в    различных   областях психологической  науки  и  особенно  ~з  ее  прикладных отраслях. Г.   И.   Челпанов,   которому  принадлежит   бесспорная  заслуга в  организации   исследований  по   окспериментальной  психологии в  России  и  в  подготовке  кадров психолоюов-экспериментаторов, рассматривал   эксперимент  как   один  из   методов  современной психологии. Овладение  этим методом  должно строиться  на серьезной  теоретической  основе,  включающей подготовку  по психологии и  философии.  Г.  И.  Челпановмм  была разработана  'и продумана система  занятий  по  обучению  студентов,   которые  проводились в   созданном  им   психологическом  .Институте   при  Московском университете.  Практикум  включал  нарнду  с  лабораторными работами  по  экспериментальной  психологии теоретические  зм~ятия по  широкому   кругу   проблем   [24).   Занятия:проходили   в  форме обсуждения  докладов.   Темы  распределялись   между  участниками заранее,  причем  определялись  не  'только  докладчиками,  но  и оппонентами.  Круг  проблем  был  чрезвычайно  широк   и  включал различные   темы:   духовная   субстанция;   предмет  психологии; психофизическая  проблема;  этика  психолога;   псим.ология  личности;  современная  функциональная психологий  и,т. д.  При этом необходимо  отметить,  что  рассматривались в  основном сочинения зарубежных  психологов  и  философов  ыа  языке оригинала  - ангийском, французском [15].                                      

Если  в  научной  концепции,  созданной  1'.   И.  Челпановым, эксперимент  рассматривал'ся  как  один  из  .методов психологии, который,  по  его  мнению,  являлся  важным  условием  ее  совершенствования,   то    решающая   роль    отводилась   по-прежнему самонаблюдению,  которое «всегда  лежит в  основе экспериментального,  и  так  называемого объективного  изучения психологических явлений». [23, 293]. Основное знажение в психологическом исследовании,  согласно  взглядам

Похожие материалы

Информация о работе