ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ ТЕОРИИ И ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ
Теория и энсперимент - они взаимосвязаны, одно без другого остается неплодотворным. К ним можно с полным правом отнести известные слова Канта и сказать: теория без эксперимента пуста, эксперимент без теории слеп. Поэтому и теория, и эксперимент в равной мере настоятельно требуют подобающего им внимания.
'
Анализируя более чем столетний период развития экспериментальной . психологии в России, необходимо отметить глубокую связь и преемственность разных этапов векового пути, пройденного отечественной наукой, и современных п'роблем экспериментального психологического исследования. В трудах ее выдающихся представителей прошлого - В. М. Бехтерева, А. Ф. Пазурского, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаева и других накапливались факты и складывались теоретические принципы, которые обусловили большие успехи, отечественной науки. Эти принципы были затем эксплицировакы и углублены с позиций марксистско-ленинекой философии в советеной ысихологии.
Одним из важных методологических положений, которым р,ужаводствуются соэатсхие психологи, является тезис о единстве предмета и метода иееледования, теории и эксперимента. Среди методов психологического исследования особое место принадлежит эксперименту, При этом дело не топько в том, что эксперимент имеет значение, как один из специальных и даже важнейших методов научного исследованик., Внедрение в психологию эксперимента, как справедлиео отмечад; С. Л. Рубинштейн, «по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, вмдвинув новые требования"и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, д@же решающую роль в оформлении психологии в самостоительную науку» [17, 56].
' ПМанк М. Избраыные труды. М., 1975. С. 563.
В своей книге Б. Ф. Ломов [13] посвящает вопросу соотношения теории и эксперимента специальный раздел под названием: «Теория, эксперимент и практика в психологии». Он подчеркивает,что взаимосвязь теории, эксперимента и практики носит характер диалектического единства, психологическая теория «~нацравл.яет поиски решен~я задач, возникающих в эксперименте и практике» [13, 51], и %ама развивается на базе тех данных, которые накапливаются в экспериментальных и црикладных исследованиях. Автор книги приходит к выводу, что это,диалектическое единство - «важнейший принцип перспективного планирования развития психологической науки .и профессиональной деятельности психоногов)» [13, 51].
Вопрос о соотношении теории:и эксперимента стал предметом обсуждения в отечественной псимологии уже в начальный период усвоения ею эксперименталвного подхода. Он был связан с оценкой теоретической и практической значимости материал'ов, полученных в экспериментальных исследованиях в различных областях психологической науки и особенно ~з ее прикладных отраслях. Г. И. Челпанов, которому принадлежит бесспорная заслуга в организации исследований по окспериментальной психологии в России и в подготовке кадров психолоюов-экспериментаторов, рассматривал эксперимент как один из методов современной психологии. Овладение этим методом должно строиться на серьезной теоретической основе, включающей подготовку по психологии и философии. Г. И. Челпановмм была разработана 'и продумана система занятий по обучению студентов, которые проводились в созданном им психологическом .Институте при Московском университете. Практикум включал нарнду с лабораторными работами по экспериментальной психологии теоретические зм~ятия по широкому кругу проблем [24). Занятия:проходили в форме обсуждения докладов. Темы распределялись между участниками заранее, причем определялись не 'только докладчиками, но и оппонентами. Круг проблем был чрезвычайно широк и включал различные темы: духовная субстанция; предмет психологии; психофизическая проблема; этика психолога; псим.ология личности; современная функциональная психологий и,т. д. При этом необходимо отметить, что рассматривались в основном сочинения зарубежных психологов и философов ыа языке оригинала - ангийском, французском [15].
Если в научной концепции, созданной 1'. И. Челпановым, эксперимент рассматривал'ся как один из .методов психологии, который, по его мнению, являлся важным условием ее совершенствования, то решающая роль отводилась по-прежнему самонаблюдению, которое «всегда лежит в основе экспериментального, и так называемого объективного изучения психологических явлений». [23, 293]. Основное знажение в психологическом исследовании, согласно взглядам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.