Основные принципы маркетинговой деятельности предприятия. Выбор политики фирмы по охвату рынка. Маркетинговая среда предприятия и ее состав. Формирование товарной политики фирмы, страница 9

Наиболее существенное влияние из внешних факторов ценообразования оказывает тип конкуренции на рынке.

Влияние типа конкуренции на политику ценообразования.

Рынок совершенной конкуренции. На рынке много продавцов однородного товара. Потребителей этого товара также достаточно много. Товар разных продавцов не имеет существенных различий по качеству. Ни отд. продавец, ни отд. потребитель на таком рынке не могут существенно повлиять на уровень цены. Цена на продукт складывается под влиянием общего спроса и общего предложения. На таком рынке пред-е-изготовитель товара не может существенно изменить уровень цены, т.е. его политика в области ценообразования оказ-ся пассивной.

В условиях рынка совершенной конкуренции иногда предпринимаются попытки реализации товара по более высоким ценам и какая-то часть продукции м.б. реализована, т.к. потребитель будет ожидать повышенного уровня качества, но если уровень кач-ва  оказ-ся обычным, то дальнейшая реализация товара даже по более низким ценам оказ-ся


затруднительной.

 Повышенный уровень цены устанавливается также при реализации нового товара на стадии выведения его на рынок. Такая  политика повышенной цены на новый товар наз-ся «политикой снятия сливок».

Среди рынков несовершенной конкуренции в области ценообразования нужно выделить рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Рынок монополистической конкуренции.

Множество продавцов товара, когда каждый из них реализует свою марку товара и конкуренция в основном идет м/у различными марками товара, у изготовителей появляется широкая возможность в разнообразии цен на товар.

Поскольку продукция на таком рынке реализуется достаточно далеко от места ее изготовления, то в процессе формирования цены в основном исп-ся географический принцип установления цен.

Цена ФОБ, которая предполагает, что изготовитель товара берет на себя издержки по погрузке товара в транспортное ср-во. Все остальные издержки по транспортировке возмещаются потребителем товара.

В случае реализации товара на очень большие расстояния, когда возникает необходимость пересечения госуд. границ, то исп-ся др. системы цен, которые распределяют возмещение издержек, связанных с погрузкой товара, таможенными сборами и пошлинами, с транспортировкой м/у изготовителем товара и элементами канала распределения.

При установлении цен по географ. принципу часто устанавливаются единые цены. Цена устанавливается на товар без учета реальных издержек на транспортировку товара. В этом случае выигрывают те потребители, которые находятся далеко от изготовителя товара – они возмещают не все затраты, связанные с транспортировкой товара, а те, которые ближе – несут убытки.

Кроме этого принципа исп-ся принцип зональных цен, когда цена на товар различается по отдельным зонам его реализации. В этом случае цены для потребителей более удаленных районов оказ-ся выше.

Разновидностью географ. принципа формирования цены явл-ся политика ценообразования по опорным пунктам. На достаточно большой территории выделяется несколько опорных пунктов и для них устанавл-ся цены. Районы, расположенные около опорных пунктов, формируют цены на основе цен опорного пункта.

Часто исп-ся установление цены на базе товарного ассортимента. В этом случае на часть продукции, которая явл-ся более высококачественной и модной, устанавл-ся повышенный уровень цены. На основную часть товара, которую потребляет большое число покупателей, устанавливается цена с обычным уровнем рентабельности, а на устаревшую продукцию или продукцию, предназначенную для малообеспеченных слоев общ-ва, уровень цены м.б. установлен ниже издержек.

Иногда цена на товар устанавливается с учетом дополнительных товаров. На основной товар цена устанавливается на сравнительно невысок уровне для того, чтобы привлечь потребителя. А затем потребителю предлагаются товары, дополняющие основной товар.