Основные принципы маркетинговой деятельности предприятия. Выбор политики фирмы по охвату рынка. Маркетинговая среда предприятия и ее состав. Формирование товарной политики фирмы, страница 2

Выбор политики фирмы по охвату рынка.

Показатели ранжирования рынков.

Пред-е должно определить для себя наиболее предпочтительный рынок. Для этого надо провести ранжирование.

Оценивая каждый рынок, необходимо учитывать:

1) Ёмкость рынка, т.е. то количество товара, которое можно реализовать на данном рынке.  Емкость рынка может характеризоваться видимым потреблением. Это для очень большой группы товаров. Тогда Е = П + О – Э + И – Эк + Ик,

где Е – общая ёмкость рынка; О – остатки продукции на складах изготовителя; Э – экспорт; И – импорт, П – производство внутри данного рынка, Эк и Ик – косвенный экспорт и импорт.

Такие величины как: запасы на складах изготовителей, косвенные экспорт и импорт товаров – определить трудно, поэтому ёмкость рынка чаще всего опр-ют след. образом:

Е = П – Э + И

Емкость рынка по конкретному виду товаров, если это товар индивидуального потребления опр-ся по ф-ле: Е = Ч (1 – К1) Нп,  где К1 – доля населения, которое ни при каких условиях не потребляет данный товар; Ч – численность; Нп – норма потребления товара на 1 человека.

2) Уровень доходов в стране или в регионе, т.е. нужно определить величину ВВП, величину доходов на душу населения и др. Естественно, что более предпочтительны будут те рынки, где уровень доходов выше, и особенно уровень доходов на душу населения.

В процессе ранжирования рынков можно учитывать также уровень технического развития территории; состояние всех составляющих макросреды, т.е. политическую стабильность, состояние населения, уровень культуры, природные условия и др.

Особенности рынка индивидуальных потребителей и рынка предприятий. Сегментация рынка.

В соответствии с назначением вырабатываемой продукции определяется и ее потребители. Прежде всего выделим 2 группы товаров, а соответственно и потребителей:

-  товары промышленного назначения

-  товары индивидуального (широкого) потребления.

Особенности рынков товаров производственного назначения, а соответственно и потребителей:

1.  Небольшое количество потребителей (меньшее число потребителей товара позволяет более полно учесть запросы каждого потребителя).

2.  Потребители явл-ся более крупными. Они потребляют, как правило, целые партии товара, а не его отдельные единицы.

3.  Потребители  географически обычно сконцентрированы на опред. территории.

4.  Спрос на эти товары в конечном итоге опр-ся спросом на товары широкого потреб-я.

5.  Спрос на эти товары  либо совсем неэластичен, либо слабоэластичен.

6.  Спрос на эти товары  резко меняется при внедрении технических новшеств.

7.  Эти товары приобретаются в больших количествах, поэтому в сфере реализации и приобретения товаров заняты профессионалы.

Ориентация на крупных потребителей не д.б. абсолютной. Удобнее использовать небольшое число потребителей с меньшим объемом потребления, тогда изменение потребности одного из них м.б. компенсировано др. потребителями, и не нанесет поставщику серьёзного ущерба.

От рынка товаров произв. назначения принципиально отличается рынок товаров широкого потребления. На этом рынке очень много потребителей, поэтому из числа всех потребителей нужно выделить группы, которые предъявляют к товару одинаковые требования по уровню качества, по условиям приобретения товара, по условиям сервиса и др. факторам. Такое  разделение потребителей на группы называется сегментацией рынка. Сегмент рынка – группа потребителей, которая одинаково относится к данному товару.

В процессе выделения отдельных сегментов рынка товаров широкого (индивидуального) потребления необходимо учитывать:

1.  Место жительства потребителей. К большинству  товаров на различных территориях даже 1-ой страны могут предъявляться совершенно разные требования, связанные с особенностями климата и т.д.

2.  Возраст и пол потребителей.