I 11) сокращение простоя подвижного состава, особенно в зимний период. Простой грузового вагона в зимний период от 0,5 до 1,5 ч повышает основное сопротивление в начале движения на 25 —30 %, скорость остывания букс во время стоянки поезда составляет 0,5—1,2 °С в минуту зимой и 0,3—1,0 °С летом.
Глава 6
ТОРМОЗНЫЕ СИЛЫ ПОЕЗДА
6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Торможение производится для остановки поезда или регулирования его скорости уменьшением кинетической энергии движения.
Тормозной силой поезда называют внешнюю силу, создаваемую тормозными средствами поезда во взаимодействии с рельсами и приложенную к ободам колес в направлении, противоположном движению. 90
Тормозная сила, как и сила тяги локомотива, является управляемой, но противоположна ей по направлению и поэтому имеет отрицательный знак.
Управление силами, действующими в противоположном направлении, при одной степени свободы поезда обеспечивает безопасность и целенаправленность движения поездов.
В поездах отечественных железных дорог применяются различные тормозные системы: фрикционные и электрические.
Фрикционные пневматические тормоза гасят кинетическую энергию поезда в результате трения тормозных колодок о бандажи колес. Они действуют при разрядке тормозной магистрали. При этом тормоза каждого вагона последовательно приходят в действие по мере распространения тормозной волны вдоль поезда, что при большой длине современных поездов снижает быстродействие и создает неблагоприятную продольную динамику, опасную разрывом поезда.
Система управления электропневматическими тормозами обеспечивает одновременное срабатывание тормозов всех вагонов поезда, что улучшает управляемость тормозами и повышает безопасность движения. Электропневматическими тормозами оборудуются только пассажирские поезда.
В системе электрического торможения кинетическая энергия поез~ да преобразуется в электрическую энергию при работе тяговых электродвигателей в генераторном режиме. Реактивный момент, создаваемый ТЭД, действует в направлении, противоположном вращению движущей колесной пары локомотива, в результате чего возникает тормозная сила.
Применяются две системы электрического торможения: рекуперативная и реостатная.
При рекуперативном торможении электроэнергия, вырабатываемая тяговыми электродвигателями в генераторном режиме, поступает в контактную сеть и используется другими электровозами, работающими в режиме тяги. При реостатном торможении вырабатываемая электроэнергия гасится в резисторах локомотива. Эффективность электрического торможения заключается в уменьшении износа бандажей колесных пар и тормозных колодок, в экономии электроэнергии при рекуперативном торможении, в повышении ходовой скорости движения поездов при регулировочном торможении благодаря автоматическому поддержанию постоянной скорости на заданном уровне. Однако применяют электрические тормоза, главным образх>м, для регулировочного торможения. В настоящее время ведутся исследования по использованию его для остановочного торможения.
Фрикционные тормоза являются основными. Режим их работы зависит от цели торможения. Различают следующие режимы торможения: экстренное, полное служебное, остановочное (служебное для остановки поезда на раздельных пунктах), регулировочное.
91
Экстренное торможение производится для остановки поезда в чрезвычайных случаях. При этом полностью используется тормозная сила поезда. Вследствие возникновения резких динамических воздействий на подвижной состав при экстренном торможении не рекомендуется без особой надобности применять его в поездах повышенной массы и длины.
Полное служебное торможение используется для расчета расстояния расстановки постоянных сигналов. Тормозная сила при этом используется на 80 %.
Служебное торможение применяется для остановки поезда. Тормозная сила при этом используется на 50 %.
Регулировочное торможение применяется для поддержания скорости движения поезда на заданном уровне. Тормозная сила при этом изменяется в зависимости от положения ручки крана машиниста. Если крутизна спуска, на котором требуется регулировочное торможение, не превышает 4°/00, то используется прямо-действующий тормоз локомотива.
При обрыве воздухопровода поезда, или при срабатывании стоп-крана автотормоза приходят в действие автоматически, как при экстренном торможении.
Кинетическая энергия поезда, которую гасят торможением, пропорциональна произведению приведенной массы поезда на квадрат скорости в начале торможения. Очевидно, чем больше скорость при заданной массе поезда и тормозных средствах, тем длиннее путь, проходимый поездом в процессе торможения. Скорость в начале торможения и длина тормозного пути являются определяющими параметрами для расчета движения поездов в режиме торможения и потребности в тормозных средствах. Такие расчеты называют решением тормозных задач.
Тормозным путем называют расстояние, проходимое поездом от момента поворота ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки поезда. Нормы длины тормозного пути устанавливает МПС в зависимости от крутизны руководящего спуска, вида движения (грузовое или пассажирское) и наибольшей допустимой скорости движения поездов.
Руководящим спуском называют наибольший по крутизне спуск (с учетом удельного сопротивления движению от кривых), длина которого равна или больше длины тормозного пути.
Нормы начальных скоростей движения и длина тормозных путей на спусках различной крутизны приводятся в расписаниях движения поездов, предназначенных для служебного пользования. Повышенные требования к тормозам тяжеловесных и длинносоставных поездов, а также рекомендации по управлению тормозами таких поездов определены специальной инструкцией МПС.
92
6.2. МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИЛЫ
И ЗАКОН СЦЕПЛЕНИЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ.
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ И СИЛА НАЖАТИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ
Тормозная сила возникает при трении тормозных колодок и сцеплении тормозных колес с рельсами. Тормозная сила колесной пары В равна силе трения, приведенной к ободам колес. Сила В (рис. 6.1) вызывает реакцию Вг в буксе, и таким образом возникает внутренний момент сопротивления, создаваемый парой сил В, Вг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.