Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 1, страница 25

Р-Л'Р-лпом %.....     200  150 125 100  75  60  50  40  30  25 Л Р, % . .', . . . . . .   Л.5 3,0 2,7 2,5 2,5 2,7 3,2 4,4 6,7 8,5

К.п.д. двигателя, приведенный к ободам движущей колесной пары.

Па,      Чд1     ЛР,,НЮ, '         (3.14)

Касательную силу тяги  колесно-моторного блока,   соответствую­щую току, определим по формуле F    ,      -~- Л1Д] ilai'Hai'

к

Касательную. силу  тяги тепловоза  найдем из  уравнения  Рю

2ТД   '    КД1-

Скорости «Д1 необходимо корректировать, потому что электромеха­ническая характеристика получена при номинальном напряжении на зажимах тягового электродвигателя при испытаниях на стенде. На тепловозе ТЭД питается током тягового генератора, напряжение кото­рого зависит от тока нагрузки и, следовательно, напряжение на зажи-

60

мах двигателя может не совпадать с напряжением его электромехани­ческой характеристики. Поэтому необходимо сделать приведение полу­ченной скорости движения vt в соответствие напряжению генератора.

Произведем расчеты при некоторой позиции контроллера, например пк — 15. Соответственно принятым значениям /д] и пк определим ток генератора /Г1=р/д], где р — число параллельно включенных цепей тяговых электродвигателей.

По току /Г1 на характеристике Ur (/г) найдем напряжение генера­тора с/,,,, а соответствующее ему напряжение ТЭД Uilrl ----- ——, где

т — число последовательно   включенных двигателей  каждой цепи.

Скорость движения тепловоза пропорциональна напряжению на за­жимах двигателя. Тогда при тех же токах нагрузки, возбуждения и постоянном сопротивлении электродвигателя гл скорости определятся так:

^ДГ! — 'дТ  ГЯ ^'д   Ним—  'Д1 ГЦ

v< — ——————— :      У iii - -  ————————— СФ Д1                 СФ

Из отношения скоростей vt'VRl найдем скорость движения теплово­за, приведенную в соответствие напряжению генератора, при токе /д,:

„       .,        ^дп-^^д 3  ,5)

V, L-д,                                                                    .                                                                                                 1^.101 ^ Д НОМ         ' Д I  ' Д

В итоге определилась точка /"„, (ид) тяговой характеристики тепло­воза, которую можно нанести на планшет (рис. 3.5).

Задаваясь последовательным рядом значений /ДГ2, /Дг:), ..., 1 ^, можно аналогичным способом определить координатные точки /• К2 (v2),

^кз (УЗ)' •••> FKI (vi)> соединив которые, получить тяговую характери­стику тепловоза для выбранной позиции контроллера. Но при этом не­обходимо еще учесть режим регулирования по возбуждению тяговых двигателей. Для этого значения токов следует принимать соответствен­но прямым и обратным переходам ПП ч* ОП1 ч=ь ОП2, показанным на внешней характеристике генератора точками /, //, ///, IV (см. рис. 3.3). На тяговой характеристике им соответствуют точки а, в, с, d.

Далее на характеристике должны быть показаны ограничения силы тяги. Задаваясь значениями скорости от о0 до игаах с интервалом 10 км/ч, можно рассчитать соответствующие коэффициенты сцепления по формулам (2.10)—(2.11) и силу тяги локомотива по сцеплению [формула (2.9)]. На рис. 3.5 FK изображена кривой КМЛ.

Продолжительный режим работы тепловоза определяется в преде­лах кривой ДТ. Перегрузочный режим в пределах кривой ДМ ограни­чен коммутацией, перегревом обмоток и сцеплением колес с рельсами.

Тяговая характеристика тепловоза 2ТЭ10Л, показанная на рис. 3.6, получена опытным путем.

Для более полного использования мощности и силы тяги тепловоза по нормативам ПТР принимают расчетную силу тяги Fкр больше силы тяги продолжительного режима Ркял, потому что наиболее тяжелые условия работы определяются движением на расчетном подъеме, а не на всем перевалистом профиле пути. Но при этом вводится проверка допустимости перегрузок на каждом тяговом участке специальны­ми расчетами, методы которых изложены ниже.

Например, для расчетов норм массы поездов, допустимых по нагре­ванию обмоток тяговых машин, производят расчеты превышения тем­пературы обмоток над температурой наружного воздуха при движении по всему тяговому участку. Предварительно для этой цели строят зави­симость тока генератора в функции пути /,, (s), используя интеграль­ные кривые скорости v (s), времени t (s) в функции пути и зависимость тока генератора в функции скорости.

Зависимость /г (v) можно построить, воспользовавшись соотноше­ниями /rl (Vj), /Г2 (у2), /гз (v3),..., lfi (vt), которые были получены при построении тяговой характеристики тепловоза по внешней характерис­тике генератора и электромеханической характеристике тягового электродвигателя. На рис. 3.7 показана токовая диаграмма /г (и) теп­ловоза.

3.5. ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОВОЗОВ С ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ

Сила тяги локомотива с гидропередачей определяется: характерис­тикой дизеля, схемой силовой передачи, характеристиками гидроаппа­ратов, передаточными числами и к.п.д. передачи для каждой ступени скорости.

63

Сила тяги по дизелю рассмотрена ранее. Тяговые характеристики гидротрансформаторов и гидромуфт (гидроаппаратов), взятых в отдель­ности, не могут удовлетворить требованиям тяги в широком диапазоне скоростей при достаточно высоком к.п.д. передачи. Поэтому их приме­няют в различных сочетаниях, а также с использованием зубчатой пере­дачи 1131.

Следовательно, силовая цепь гидропередачи (рис. 3.8) представ­ляет ряд ступеней, каждая из которых имеет свою характеристику, со­ответствующую типу и параметрам установленного гидроаппарата и механического редуктора. Очевидно, тяговая характеристика тепло­воза с гидропередачей представляет зависимость силы тяги от скорости, построенную для нескольких гидроаппаратов и сопряженную в точках переключения ступеней скорости. Таким образом, силу тяги FKCr при скорости v тепловоза на каждой ступени гидропередачи определя­ют так:

Л, ст=:--: 19,62 Мр т (С иер Пс пер/О,,; (3.16) i>.-=0,188DKn/<Vnep,                                              (3.17)

где РТ — коэффициент, учитывающий затраты мощности на вспомогательные на­грузки. Для тепловозов с гидропередачей рт = 0,88-^0,93; icnep, Лспер — соот­ветственно передаточное число и к.п.д. ступени гидропередачи.