В технической кибернетике (далее—кибернетике) изучают управляемые движения. Дело в том, что для практической деятельности человека представляет интерес не всякое, а только целенаправленное движение. Любая организованная система всегда имеет цель, для достижения которой она создана. В таком случае категория цели движения имеет силу закона, и ее надо учитывать в расчетах управляемого движения.
В понятие цели входит стремление к достижению определенного конечного состояния системы или результата, которого надо достигнуть. Например, машинист преследует цель — привести поезд из пункта А в пункт Б в заданное расписанием время. Подбором управляющих сил соответственно характеристикам подвижного состава и условиям движения он обеспечивает достижение стоящей перед ним цели.
Стремление к достижению цели порождает необходимость управления движением. В общем случае управлением называют подбор воздействий на систему, обеспечивающий такой переход ее из одного состояния в другое, при котором достигается поставленная цель [22]. Обязательным условием такого подбора является учет воздействий внешней среды и состояний системы, допустимых по устойчивости и надежности работы. На рис. 1.1 показана структурная схема преобразования управляющих воздействий и, которыми могут быть сила тяги локомотива иЛи тормозная сила поезда, параметры состояния системы (скорость, ускорение, пройденный путь и т.д.) при внешних возмущающих воздействиях z (сопротивлении движению поезда). Движение системы заключается в том, что под влиянием входных воздействий и (t) и z (г) происходят с течением времени t изменения выходных координат системы х (t).
Если система состоит из многих взаимодействующих элементов, процессы работы которых подчинены закономерностям различной физической природы, то, в отличие от классической механики, должны быть расширены понятия системы и ее движения. В кибернетике под системой принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих во времени как единое
целое. Большими (сложными) называют системы, состоящие из многих взаимосвязанных элементов, имеющих большой объем циркулирующей информации, испытывающие воздействие внешней среды, случайных факторов и управляющих воздействий людей. Под д в и ж е-н и е м системы в широком смысле понимают изменение состояния системы: пространствен-
ного перемещения, изменения тепловых, токовых, расходных и других параметров, представляющих интерес для исследования поведения системы. Изменение переменных состояния в текущем времени называют поведением системы.
В этом случае расширяется понятие фазовых координат поезда, под которыми надо понимать набор в каждый момент времени параметров состояния различной физической природы, существенных для предсказания движения. Такими параметрами обычно являются: скорость и координаты поезда на тяговом участке, токи нагрузок тяговых двигателей, напряжение тягового генератора, температура нагрева обмоток электромашин, частота вращения дизеля, расход топлива, показатели устойчивости сцепления колес с рельсами.
Поведение поезда как управляемой системы определяется: целью управления и технологией перевозочного процесса; внешними воздействиями; тяговыми и тормозными свойствами подвижного состава, нормативными по ПТР; управляющими воздействиями со стороны машиниста или системы автоведения поезда.
Расчет и исследование поведения сложных систем стали возможными благодаря целевой постановке задачи о движении, системному подходу к ее решению, дальнейшему развитию методов моделирования, натурному эксперименту и использованию современных методов прикладной математики.
В теории управляемого движения решаются две фундаментальные задачи — об управляемости и о наблюдаемости. Решение задачи об управляемости сводится к определению управляющих сил, которые могут перевести систему из известного начального в конечное — заданное состояние с учетом ресурсов системы и установленных ограничений. Решение задачи о наблюдаемости сводится к определению фазовых координат состояния системы по тем координатам, которые доступны наблюдению на каждом шаге интегрирования дифференциального уравнения движения. Предсказание движения и параметров состояния, в том числе ограничительных, представляет собой задачу о наблюдаемости [21,22]. Метод наблюдаемости широко используется в теории тяги поездов.
В теории тяги поездов решаются две фундаментальные задачи: 1) найти массу поезда, которую локомотив известной серии способен перевезти на участке заданного профиля пути при соблюдении нормативных параметров тяги и скорости движения; 2) для поезда заданной массы найти управляемое движение на заданном тяговом участке, которое обеспечило бы достижение поставленной цели при соблюдении нормативных и ограничительных условий. Моделирование является общим методологическим приемом исследований и решения задач классической механики, кибернетики и теории тяги поездов, что определяет преемственную связь между ними. Их различия определяются физической природой явлений и процессов, назначением систем, целью их исследования, наличием начальной и текущей
7
информации, ограничительными условиями, математической формализацией и необходимой точностью прогнозирования.
В классической механике рассматривают простое механическое движение; фазовые координаты определяются скоростью и положением системы в каждый момент времени—следовательно, система двухпараметрическая; математическая модель движения такой системы представляет собой дифференциальное уравнение движения материальной точки; силы заданы, не зависят от времени и не являются управляемыми, движение — естественное; на систему действуют только контактно-механические связи, определяющие число степеней свободы; поведение системы подчинено закону сохранения энергии, и теоремам классической механики.
В теории управляемого движения и теории тяги поездов рассматривается движение в широком смысле; фазовые координаты состояния системы в каждый момент времени определяются многими параметрами; движение — управляемое; описание поведения системы производят несколькими математическими моделями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.