Организация и проектирование поточного производства при ремонте вагонов

Страницы работы

Содержание работы

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ РЕМОНТЕ ВАГОНОВ

Методы организации ремонта вагонов

На вагоноремонтных предприятиях применяются стационарный и поточный методы организации процессов производства. Ведущее место принадлежит поточному методу, отличающемуся высокой эффективностью.

Стационарный метод более простой, и характеризуется большой продолжительностью цикла и сравнительно низкой производительностью. Сущность его состоит в том, что все работы (например, по ремонту вагонов) от начала до конца выполняются на немногих или даже на одном рабочем месте. За пределы этого места выносятся только те операции, выполнение которых связано с применением специального оборудования (токарные, кузнечные, и др.).

Различают две разновидности стационарного метода:

стационарно-бригадный метод, построенный по принципу концентрации операций процесса, выполняемых на одном рабочем месте (позиции) одной бригадой рабочих без регламентированного разделения труда между ними. При этом детали и узлы, снятые с вагона, после ремонта устанавливают на тот же вагон;

стационарно-узловой метод, построенный на основе расчленения процесса на отдельные операции по технологическим узлам, т.е. общую сборку ремонтируемого вагона выполняет основная комплексная бригада рабочих на одном рабочем месте, а ремонт деталей и сборку узлов выполняют другие группы рабочих на специализированных рабочих местах, оборудованных приспособлениями и средствами механизации.

Применение стационарно-узлового метода позволяет за счет уплотнения и параллельности операций значительно сократить длительность и уменьшить трудоемкость ремонтно-сборочных работ. Это преимущество обусловливает широкое применение в вагонных депо стационарно-узлового метода, получившего также название комплексно-уплотненного метода..

Однако и для стационарно-узлового метода характерны некоторые недостатки стационарно-бригадного метода — это потребность в большом количестве рабочих высокой квалификации, неполное использование оборудования и средств механизации, сравнительно низкая производительность труда. Чем больше фронт ремонта (число одновременно ремонтируемых вагонов), тем ярче проявляются эти недостатки и устранить их можно лишь применением поточного метода.

Поточным методом организации производства называется такой, при котором производственный процесс обработки детали или сборки изделия расчленяется на равные по продолжительности операции, выполняемые на специализированных рабочих местах (позициях), которые располагаются в последовательности технологического процесса, при этом собираемое изделие перемещается с каждой предыдущей позиции на последующую, при помощи специальных транспортных средств.

Поступательное и планомерное движение обрабатываемых или собираемых изделий в поточном производстве обеспечивается соблюдением равенства или пропорциональности производительности рабочих мест и соответствия этой производительности установленному ритму, что обеспечивает равномерный (ритмичный) выпуск изделий через одинаковые промежутки времени. Поточные методы организации производства широко применяются во многих отраслях промышленности. -

В вагоноремонтном производстве элементы поточного метода были впервые в мире применены в 1911 г. в Омских вагонных мастерских при ремонте пассажирских вагонов, а затем в 1912 г. в Нижнеднепровских мастерских при ремонте грузовых вагонов. В 1924 г. в Тамбовских вагонных мастерских был применен по­точный метод ремонта, позволивший сократить простой вагонов в ремойте почти в 4 раза.

Благодаря высоким показателям 'экономической эффективно­сти поточные методы производства становятся основной формой организации производственного процесса. В настоящее время все вагоноремонтные заводы и часть вагоняых депо широко исполь­зуют поточные методы при ремонте вагонов и особенно при изго­товлении и ремонте запасных частей.

В поточном производстве, наиболее полно осуществляются пропорциональность, ритмичность, параллельность и непрерывность процессов на основе широкого использования передовой техники, комплексной механизации и автоматизации и прогрессивных форм организации труда. Труд, орудия и предметы труда в поточном производстве сочетаются так, чт&бы обеспечить наилучшие эконо­мические результаты. Поточный метод становится важнейшим этапом на пути перехода к комплексно-механизированному и ав­томатизированному производству.

Производство, организованное по поточному методу, характе­ризуется следующими признаками:

разделением производственного процесса на составные одина­ковые или кратные по трудоемкости выполнения операции и ус­тановлением рациональной их последовательности;

распределением операций по определенным рабочим местам и последовательным расположением рабочих мест и оборудования по ходу технологического процесса;

специализацией рабочих мест на выполнении определенных операции;

выполнением всех операций с возможно меньшими перерывами (практически почти непрерывно) с единым для всего производ­ственного цикла ритмом;

осуществлением межоперационной передачи обрабатываемых деталей, собираемых узлов или изделия в целом поштучно или небольшими партиями (группами) с одной позиции на другую;

одновременностью выполнения работ на всех рабочих местах (позициях) поточной линии, когда в каждый данный момент на линии имеется несколько экземпляров предмета труда данного наименования на разных операциях технологического про­цесса;

высокой степенью механизации и автоматизации технологиче­ского оборудования, оснащения и транспортных устройств на от­дельных операциях и по всему процессу.

При несоблюдении какого-либо из этих условий возможность организации поточного производства не исключается, однако оно при этом будет менее совершенным и менее экономичным. Среди важнейших организационных особенностей поточного производ­ства следует прежде всего отметить его специализацию, сокраще­ние номенклатуры и увеличение выпуска изделий.

. Теоретические основы проектирования и расчетные параметры поточных линий.

Поточный метод производства отличается большим разнообразием форм и высокой организационно-технической гибкостью. Основным звеном поточного производства является поточная линия, которая представляет собой совокупность рабочих мест (или производственных агрегатов), расположенных в последовательности осуществления операций технологического процесса и предназначенных для выполнения определенных работ.

При проектировании поточной линии надо учитывать не только технологическую стройность размещения рабочих мест и оборудования, но и организационно-экономические стороны осуществления процесса, в первую очередь его ритмичность и пропорциональность на всех операциях. В зависимости от вида изготовляемых или ремонтируемых изделий, применяемого оборудования; характера технологического процесса, степени механизации и автоматизации и других конкретных условий поточные линии могут быть весьма разнообразными.

Похожие материалы

Информация о работе