Организация и проектирование поточного производства при ремонте вагонов, страница 10

При сравнении капитальных затрат при непоточном и поточном производстве должны быть установлены общие капитальные затраты на данном участке или цехе до организации потока и после организации поточного производства. К затратам относятся: остаток стоимости ранее применявшегося оборудования (технологической оснастки), которое будет использовано или подлежит ликвидации; изменения в объеме необходимых оборотных средств; изменения в капитальных вложениях в смежные производства, если они имеют место; новые капитальные затраты на проектирование, изготовление и покупку оборудования, включая транспортные расходы по доставке; стоимость монтажа, стоимость зданий и сооружений и др.

Величина дополнительных капитальных вложений с учетом изменения объема выпуска продукции определяется по формуле

K=- N

(83)

где N1 и N2 – годовой выпуск продукции соответственно до и после организации поточного производства.

Если принять одинаковый объем производства в сравниваемых вариантах, т. е. N1= N2то Кд2– К1.

Повышение производительности труда LПт в результате внедрения поточного метода определится в процентах по формуле

D П=

(84)

где Пт1 и Пт2производительность труда до и после применения потока;

D N=

Р1 и Р2 количество рабочих в том и другом случае. Уменьшение размеров незавершенного производства (и соответственно величины необходимых оборотных фондов) определяется по номенклатуре изделий, закрепленных за поточной линией

(85)

где Нз1, и Нз2средний размер незавершенного производства до и после организации поточной линии.

Сокращение длительности цикла (простоя) подсчитывают по формуле

D T=

(86)

где Тцс, и Тцпдлительность цикла соответственно при стационарном и поточном производствах.

Увеличение объема выпуска продукции будет составлять

D N=

(87)

В ряде случаев необходимо определить показатель снижения себестоимости продукции в условиях поточного производства. Расчет ведется по формуле

D C=

Выбор оптимального варианта поточных линий базируется на исследовании сравнительной экономической эффективности рассматриваемых вариантов, При анализе организационно-технических характеристик поточных линий, параметры и режимы которых уже частично решены, можно ограничиться определением оптимальных значений производительности поточной линии и экономической оценкой сравниваемых вариантов.

В случаях когда изменяющимся фактором принимается производительность поточных линий, целесообразно вести расчеты не по общим затратам, а по затратам на единицу продукции.

Приведенные затраты, приходящиеся на единицу продукции, в зависимости от объема производства (производительности) выражаются суммой двух величин (при Р=const):

C=

где ВSзатраты, не зависимые от производительности линии;

АS – постоянные затраты на единицу продукции.

Следовательно, при анализе двух вариантов

C=

                                                  C=                                                     (88)

минимум затрат можно найти, решая систему уравнений:

Решением такой системы является точка К (wл1, С1) на рис. 16, а. Минимальные приведенные 'затраты в этом случае имеют два интервала:

1

После исследования функций в обоих интервалах находим, что в первом интервале экономичным является П вариант, а во втором – Iвариант (см. рис. 16, а).

В случае если определители  wл =0, система уравнений (88) не имеет решения и экономичной является одна из технологических линий на протяжении периода изменения (рис. 16, б).

Производительность линии может меняться в диапазоне 1<wл<¥, тогда границы рассматриваемой функции; будут в пределах:

Рис. 16. Графики сопоставления себестоимости поточных линий:

а – при двух вариантах; б – то же, если система не имеет решения;

в – при множестве вариантов

Графически сравниваемые варианты изображаются семейством гиперболических кривых переменных затрат каждого из рассматриваемых вариантов (рис. 16, в). При различной производительности технологической линии меняется эффективность процесса. Так, в интервалах от wл1, до wл2, самым экономичным процессом будет Iвариант, от wл2, до wл3, – IIвариант, от wл3, и далее – IV вариант процесса; III вариант производственного процесса ни в одной из областей графика (по объему производства) не является рациональным. Областями перехода зон эффективности рассматриваемых вариантов поточных линий являются точки пересечения кривых.

В процессе анализа большого числа вариантов поточных линий выбор оптимального варианта основывается на применении метода математического моделирования. Применение экономико-математических моделей дает возможность варьировать основными параметрами (характеристиками) поточных линий и на этой основе осуществлять более строгий выбор наилучшего из них.

При построении экономико-математической модели для анализа вариантов поточных линий в качестве целевой функции принимается переменная L, выражающая удельные приведенные затраты на ремонт или изготовление изделия

где Кi – удельные капитальные вложения по i-тому варианту;

Сi – затраты на ремонт или изготовление одного изделия по тому же варианту;

Еи Кi – общая сумма капиталовложений, приведенная к одному году нормативного срока окупаемости.

К удельным капитальным вложениям относятся капиталовложения в оборудование поточной линии, производственные здания, технологическую оснастку, транспортирующие и подъемочные средства и другие затраты, связанные с оборудованием линии.

Текущие затраты на ремонт или изготовление одного изделия объединяют затраты, непосредственно связанные с процессом обработки, а также затраты по хранению межоперационных заделов и определяются по формуле (82).

Наиболее экономичный вариант поточной линии должен удовлетворять условию минимума приведенных затрат, т. е. L = Ен Кi  + Сi  ® min.

При использовании ЭЦВМ процесс экономико-математического моделирования работы поточной линии и выбор параметров обычно разделяются на три этапа: получение и исследование информации; построение и исследование экономико-математической модели; разработка алгоритма поиска оптимальных параметров поточной линии, моделирование поисков оптимума на ЭЦВМ, составление таблицы рекомендаций по выбору оптимальных параметров.