Продуктивное мышление на ранней стадии проектирования
Известно, что мышление может быть репродуктивным, когда мы выполняем несомненно нужные мыслительные операции следуя некоторой стереотипной схеме. И продуктивным – когда подобных стереотипов нет, и тема не менее нам иногда удается получить неординарные результаты.
Схема вывода на ранних стадиях проектирования содержит как репродуктивные так и продуктивные компоненты. Причем уровень продуктивных компонентов определяет в разработке степень новизны. В проектировании обычно не ставится вопрос о решении изобретательских задач. Задача состоит в отыскании всесторонне взвешенного решения, обеспечивающего жизнеспособность изделия в будущем. Однако новизна условий эксплуатации изделия, новизна предъявляемых требований перемещает центр тяжести процедур мышления на поле неординарных решений.
Макс Вертгеймер – основатель гештальт-психологии и теории продуктивного мышления.
Он формулирует вопросы на которые хотелось бы ответить:
· Что происходит в действительности, когда мы мыслим и мыслим продуктивно?
· Какие существуют возможности и этапы этого процесса и как он протекает?
· Как возникает вспышка озарения (инсайт)?
· Какие условия, установки благоприятствуют или не благоприятствуют таким замечательным явлениям?
· Чем отличается хорошее мышление от плохого?
· Как улучшить мышление? Свое мышление и мышление вообще?
· Можно ли составить перечень основных операций мышления?
· Можно ли увеличить число таких операций, улучшить их, сделав их тем самым более продуктивными?
Ранние стадии проектирования содержат в себе существенные компоненты продуктивного мышления.
Существуют два традиционных взгляда на природу мышления:
- классическая логика,
- ассоциативная теория.
Оба взгляда имеют свои достоинства, однако сегодня уже ясно, что эти подходы не раскрывают полностью суть имеющих место явлений.
В период реннесанса (возрождения) возникла индуктивная логика.
Джон Стюарт Миель добавил к классическим правилам следующее:
1) Эмпирическое наблюдение.
2) Сбор фактов.
3) Эмпирическое изучение проблемы.
4) Ведение экспериментальных методов.
5) Корелляция фактов.
6) Разработка и планирование эксперимента.
Вертгеймер считает, что в продуктивном мыслительном процессе существуют три основные стадии:
1. Возникновение темы и чувства направленной напряженности, которые мобилизуют творческие силы.
2. Восприятие темы и формирование целостного образа ситуации (гештальт), т.е. образно-концептуальной модели проблемной ситуации.
3. Работа над решением проблемы.
В классической логике в этом контексте отводится роль порождения следствий и их использованию в процессе дальнейшего анализа.
Таким образом в процессе формирования нового изделия можно использовать теорию ассоционизма (на схемах аналогии и продукции), индуктивную логику и методологию продуктивного мышления. Для получения следствий из сформированного гипотетического образа в нашем распоряжении имеется только дедуктивная логика, которая больше подходит для анализа решения на основе правила «modus tollens» (метод псевдоиндукции, или гипотетико-индуктивный метод).
Специфический язык математики
Специфику математики можно охарактеризовать по крайней мере пятью чертами:
1.Истинность, исключительную роль в математическом исследовании играет дедукция. Поэтому истинность в математике есть то же самое, что и доказуемость. (Это не так в логике).
Установление истинности утверждения предполагает его доказательство, а установление ложности – доказательство его отрицания. В противоположность этому в эмпирической науке, как и вообще вне профессиональной деятельности, вне математики, дедукция играет хотя и важную, но все же подчиненную роль, уступая первенство опыту. В случае когда истинность высказывания может быть установлена чисто логическим путем, эти случаи тривиальны и для эмпирического исследования не интересны (то, что понятно всем).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.