Методика анализа традиционного процесса решения проектно-конструкторских задач, страница 12

Продуктивное мышление на ранней стадии проектирования

Известно, что мышление может быть репродуктивным, когда мы выполняем несомненно нужные мыслительные операции следуя некоторой стереотипной схеме. И продуктивным – когда подобных стереотипов нет, и тема не менее нам иногда удается получить неординарные результаты.

Схема вывода на ранних стадиях проектирования содержит как репродуктивные так и продуктивные компоненты. Причем уровень продуктивных компонентов определяет в разработке степень новизны. В проектировании обычно не ставится вопрос о решении изобретательских задач. Задача состоит в отыскании всесторонне взвешенного решения, обеспечивающего жизнеспособность изделия в будущем. Однако новизна условий эксплуатации изделия, новизна предъявляемых требований перемещает центр тяжести процедур мышления на поле неординарных решений.

Макс Вертгеймер – основатель гештальт-психологии и теории продуктивного мышления.

Он формулирует вопросы на которые хотелось бы ответить:

·  Что происходит в действительности, когда мы мыслим и мыслим продуктивно?

·  Какие существуют возможности и этапы этого процесса и как он протекает?

·  Как возникает вспышка озарения (инсайт)?

·  Какие условия, установки благоприятствуют или не благоприятствуют таким замечательным явлениям?

·  Чем отличается хорошее мышление от плохого?

·  Как улучшить мышление? Свое мышление и мышление вообще?

·  Можно ли составить перечень основных операций мышления?

·  Можно ли увеличить число таких операций, улучшить их, сделав их тем самым более продуктивными?

Ранние стадии проектирования содержат в себе существенные компоненты продуктивного мышления.

Существуют два традиционных взгляда на природу мышления:

- классическая логика,

- ассоциативная теория.

Оба взгляда имеют свои достоинства, однако сегодня уже ясно, что эти подходы не раскрывают полностью суть имеющих место явлений.

В период реннесанса (возрождения) возникла индуктивная логика.

Джон Стюарт Миель добавил к классическим правилам следующее:

1)  Эмпирическое наблюдение.

2)  Сбор фактов.

3)  Эмпирическое изучение проблемы.

4)  Ведение экспериментальных методов.

5)  Корелляция фактов.

6)  Разработка и планирование эксперимента.

Вертгеймер считает, что в продуктивном мыслительном процессе существуют три основные стадии:

1.  Возникновение темы и чувства направленной напряженности, которые мобилизуют творческие силы.

2.  Восприятие темы и формирование целостного образа ситуации (гештальт), т.е. образно-концептуальной модели проблемной ситуации.

3.  Работа над решением проблемы.

В классической логике в этом контексте отводится роль порождения следствий и их использованию в процессе дальнейшего анализа.

Таким образом в процессе формирования нового изделия можно использовать теорию ассоционизма (на схемах аналогии и продукции), индуктивную логику и методологию продуктивного мышления. Для получения следствий из сформированного гипотетического образа в нашем распоряжении имеется только дедуктивная логика, которая больше подходит для анализа решения на основе правила «modus tollens» (метод псевдоиндукции, или гипотетико-индуктивный метод).

Специфический язык математики

Специфику математики можно охарактеризовать по крайней мере пятью чертами:

1.Истинность, исключительную роль  в математическом исследовании играет дедукция. Поэтому истинность в математике есть то же самое, что и доказуемость. (Это не так в логике).

Установление истинности утверждения предполагает его доказательство, а установление ложности – доказательство его отрицания. В противоположность этому в эмпирической науке, как и вообще вне профессиональной деятельности, вне математики, дедукция играет хотя и важную, но все же подчиненную роль, уступая первенство опыту. В случае когда истинность высказывания может быть установлена чисто логическим путем, эти случаи тривиальны и для эмпирического исследования не интересны (то, что понятно всем).