Процесс проектирования, изображенный на рис.1 является итеративным процессом. Сначала применяется стратегия “сверху-вниз”, а затем полученная модель уточняется в соответствии с имеющимися ресурсами при помощи стратегии “снизу-вверх”. То есть, используется стратегия “встречной волны”. Такая стратегия видится вполне приемлемой, так как она позволяет остаться в рамках намеченной концепции изделия и, в то же время, учитывает возникающие сложности при проектировании.
Использование моделей представления данных
в разрабатываемой САПР.
В разрабатываемой подсистеме САПР могут быть использованы различные модели представления данных, например, такие как продукции, фреймы, сценарии.
Продукции традиционно используются в экспертных системах. Поэтому, эту модель данных в рассматриваемой работе следует использовать при анализе результатов машинного эксперимента. В продукциях будут находиться знания экспертов, заложенные в экспертной системе.
Фреймы можно использовать при хранении данных в базе данных. В этом случае, облегчается процесс структурирования хранящихся данных, что, в конечном счете, при ведет к большей эффективности работы базы знаний САПР.
При разработке интеллектуального интерфейса САПР, следует учитывать различные действия пользователя на запросы системы. Здесь очень пригодятся сценарии. С помощью этой модели данных можно организовать интерфейс таким образом, чтобы вероятность сбоя системы или неправильного понимания действий пользователя была минимальна.
Замечание. Необходимо отметить, что “цель” формируется в процессецелеполагания, который может основываться на “дереве возможностей” (морфологический анализ), “дереве функций” (когда цель функция), “дереве противоречий”( когда целью является устранение недостатков изделия-прототипа) и другие.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.
Категориальный анализ и семантические сети в процессе
моделирования “текущего положения дел”. (4 часа).
1. Цель работы.
1.1. Часть 1. На основе методов категориального анализа осуществить выбор наиболее значимых для данной конкретной ситуации категориальных понятий и построить соответствующие таблицы. (2 часа).
1.2. Часть 2. На основе выбранных категориальных понятий сформировать когнитивно-ориентированную иерархию семантических сетей, являющуюся моделью “текущего положения дел”. (2 часа).
2. Отчет должен содержать:
Часть 1.
1. Краткое описание процесса выбора категориальных понятий с ориентацией на комплекс категорий Р. Декарта и Дж.Локка.
2. Таблицы “субстанции - атрибуты”.
3. Таблицы “субстанции - отношения”.
4. мотивации выбора каждого “диссонирующего звена”.
Часть 2.
1. Графическое изображение когнитивно - ориентированной иерархии семантических сетей.
2. Анализ сформированной структуры.
3. Практические выводы, касающиеся предстоящей деятельности.
3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр.30-39.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ
РАБОТЫ № 4.
Базовый уровень иерархии семантических сетей.
Выбор категориальных понятий.
Основным категориальным понятием в проектируемой здесь деятельности является пользователь, который является активным мыслящим субъектом, диктующим свою волю. Объектом, на который направлено действие субъекта является проектируемая система автоматизированного проектирования (САПР). В функции САПР входит интерфейс с пользователем и обработка порождаемых в процессе взаимодействия пользователя с САПР знаний. Основным элементом, через который пользователь взаимодействует с САПР являются когнитивные структуры пользователя. Именно на поддержку этих структур и направлена деятельность САПР. Инструментом, с помощью которого САПР воздействует на когнитивные структуры пользователя будем считать интерактивную компьютерную графику. Ранее была показана эффективность графики перед простым символьным представлением данных. Проектируемая здесь система является системой с памятью, поэтому необходимо такое понятие, как база знаний. Здесь происходит накопление результатов работы САПР, различной вспомогательной информации, опыта пользователя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.