При выполнении работы следует ориентироваться на таблицу перехода от категорий Декарта и Локка к категориям Канта см.Приложение). Категориальные понятия следует рассматривать в конкретном контексте применительно к проблемной области. Сначала формируется предложение [ 5 ], в котором задействовано категориальное понятие (возможно более одного). Затем определяется к какой группе категорий Декарта и Локка понятие следует отнести: субстанция, отношение или атрибут. Далее по таблице перехода определяется к какой группе категорий Канта следует отнести понятие: количество, качество, отношение, модальность (см. приложение). После чего, ориентируясь на контекст, несложно подобрать соответствующую формулу классифицированного суждения формальной логики. Модальности: проблематичность, ассерторичность, аподиктичность, также хорошо просматриваются. Исходные суждения, представленные в форме категорий Канта, позволяют задействовать схемы вывода типа “сорит”, аппарат первопорядковой логики, а также язык “Пролог”.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ
РАБОТЫ № 8.
Анализ существующих понятий.
Ниже в табл.1 и табл.2 перечислены понятия, которые уже упоминались в проделанных ранее работах. В табл. 3 сделан переход к категориям Канта.
Таблица 1.
СУБСТАНЦИЯ |
АТРИБУТ |
Пользователь |
проектирующий двигатель |
САПР |
легко настраивающаяся; с удобным интерфейсом; работающая без сбоев |
Когнитивные структуры пользователя |
субъективные; психологизированные |
Интеллектуальная компьютерная графика |
настроенная на пользователя; выдающая максимум информации; не заостряющая внимание на нюансах |
База знаний |
информативная; легкодоступная; распределенная |
Эксперимент |
вычислительный; на основе имеющихся математ. зависимостей; на основе поступающей информации |
Звуковой мультфильм |
геометрическая модель; звуковой; цветной |
Устройства вывода |
дисплей; динамик |
Обработка данных эксперимента |
преобразующая поступающие данные в удобную для хранения форму; проверяющая необход-сть запоминания данных |
Накопленная информация |
математ. завис-ти величин проблемной области; содержащая исходные данные эксперимента; содержащая конечные данные эксперимента |
Управляющий модуль |
выполняющий диспетчерские функции; управляющий САПР; обеспечивающий связь пользователя с САПР |
Интеллек. интерфейс |
настраивающий САПР на пользователя |
Математическая обработка накопленных знаний |
с помощью статистики; с помощью опыта экспертов; выполняющий необх-ые преобразования знаний |
Продолжение таблицы 1.
База знаний |
математ. зависимости по предметной области; накопленные данные экспериментов; справочная информация |
ИКГ - эксперимент |
порождающий данные эксперимента |
Предметный мир |
клаузальные схемы; профессиональные понятия и решения |
Мир состояний |
персонифицир-ые графич. абстракции и образы; схемы взаимодействия этих образов |
Субъективный мир знаний |
знания и мышление, присущие мыслящему субъекту |
Мир объективных знаний |
знания без познающего субъекта |
Поддержка САПР |
легкодоступная; интуитивная |
Таблица 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.