Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 26

При выполнении работы следует  ориентироваться на таблицу перехода от категорий Декарта и Локка к категориям Канта см.Приложение). Категориальные понятия следует рассматривать в конкретном контексте применительно к проблемной области. Сначала  формируется предложение [ 5 ], в котором задействовано категориальное понятие (возможно более одного). Затем определяется к какой группе категорий Декарта и Локка понятие следует отнести: субстанция, отношение или атрибут. Далее по таблице перехода определяется к какой группе категорий Канта следует отнести понятие: количество, качество, отношение,  модальность (см. приложение).  После чего, ориентируясь на контекст, несложно подобрать соответствующую формулу классифицированного суждения формальной логики. Модальности: проблематичность, ассерторичность, аподиктичность, также хорошо просматриваются. Исходные суждения, представленные в форме категорий Канта, позволяют задействовать схемы вывода типа “сорит”, аппарат первопорядковой логики, а также язык “Пролог”.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ

РАБОТЫ  № 8.

Анализ существующих понятий.

Ниже в табл.1 и табл.2 перечислены понятия, которые уже упоминались в проделанных ранее работах. В табл. 3 сделан переход к категориям Канта.

Таблица 1.

СУБСТАНЦИЯ

АТРИБУТ

Пользователь

проектирующий двигатель

САПР

легко настраивающаяся;

с удобным интерфейсом;

работающая без сбоев

Когнитивные  структуры пользователя

субъективные;

психологизированные

Интеллектуальная

компьютерная

 графика

настроенная на пользователя;

выдающая максимум информации;

не заостряющая внимание на нюансах

База знаний

информативная;

легкодоступная;

распределенная

Эксперимент

вычислительный;

на основе имеющихся математ. зависимостей;

на основе поступающей информации

Звуковой мультфильм

геометрическая модель;

звуковой;

цветной

Устройства вывода

дисплей;

динамик

Обработка данных эксперимента

преобразующая поступающие данные в удобную для хранения форму;

проверяющая необход-сть запоминания данных

Накопленная информация

математ. завис-ти величин проблемной области;

содержащая исходные данные эксперимента;

содержащая конечные данные эксперимента

Управляющий

 модуль

выполняющий диспетчерские функции;

управляющий САПР;

обеспечивающий связь пользователя с САПР

Интеллек. интерфейс

настраивающий САПР на пользователя

Математическая обработка накопленных знаний

с помощью статистики;

с помощью опыта экспертов;

выполняющий необх-ые преобразования знаний

Продолжение таблицы 1.

База знаний

математ. зависимости по предметной области;

накопленные данные экспериментов;

справочная информация

ИКГ - эксперимент

порождающий данные эксперимента

Предметный мир

клаузальные схемы;

профессиональные понятия и решения

Мир состояний

персонифицир-ые графич. абстракции и образы;

схемы взаимодействия этих образов

Субъективный мир знаний

знания и мышление, присущие мыслящему субъекту

Мир объективных знаний

знания без познающего субъекта

Поддержка САПР

легкодоступная;

интуитивная

Таблица 2.