Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 20

(221,s=207,p=41)Всякий САПР, производящая математическую обработку Есть САПР, настроенная на когнитивные структуры пользователя(A,W4,W0)

Т.е. мы фактически выделили функции идеальной САПР.

Существует еще одна особенность, появившаяся после ввода провоцирующей посылки. Сорит вынес на последний и предпоследний уровни понятие W4 - математическая обработка данных. Таким образом мы опять имеем особую роль этого понятия.

Выпишем предикаты понятия W4:

A               W4         W10

A               W4         W0

A               W4         W2

A               W4         W7

где  -  W10 - САПР, обесп. поддержку мира субъективных знаний

W0 - САПР, настроенная на когнитивные структуры пользователя

W2 - САПР, использующая когнитивную графику

W7 - САПР, обесп. поддержку мира состояний

Здесь мы имеем очень важный вывод. Оказывается математическая обработка данных в САПР влияет на все основные цели, достичь которые мы пытаемся с помощью САПР. Тем самым, отмечаем еще один акцент, сделанный соритом на этом понятии.

Целесообразным в этой ситуации будет проверить исходные посылки сорита на предмет допущения неточности при формулировании бинарных высказываний. Очень может быть, что в семантических сетях математической обработке данных отведена нецелесообразно большая роль, что может привести к концептуальной ошибке.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА  № 6.

Когнитивное моделирование процессов принятия решений.

(2 часа).

1. Цель работы.

1.1. Обрести практические навыки работы с парадигмальной моделью принятия решений. (Модель Сергеева В.М., Цамбуского В.Л.).

1.2. Обрести практические навыки работы с когнитивной моделью выбора целей деятельности. (Модель Ж.Пиаже).

2. Отчет должен содержать:

2.1. Формулировку парадигмы области знания в которой вы работаете. Необходимо указать парадигму, которая  доминирует в данный момент. Если идет процесс смены парадигмы, то опишите его суть.

2.2. Сформулируйте наполнение фундаментальных блоков модели: “модель мира”, “ценности”, “средства”.

2.3. Сформулируйте содержание блоков “интересы”, “возможности”.

2.4. Сгенерируйте ряд целей, достижения которых имеет смысл в процессе вашей деятельности.

2.5. Перечислите суть возможных стереотипов поведения при достижении цели.

2.6. С помощью модели Ж. Пиаже выбирете цель, которая будет доминировать в вашей деятельности.

2.7. Постройте укрупненный сценарий вашей деятельности на пути достижения цели.

3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр.62-88.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ

РАБОТЫ  № 6.

Парадигма.

САПР предназначена для компьютерной поддержки деятельности ведущих специалистов на ранних стадиях проектирования. В этой деятельности САПР должна быть хорошо настроена на когнитивные структуры мыслящего субъекта и максимально возможным образом, минуя символьное представление знаний воздействовать на сознание субъекта с помощью когнитивных абстрактных образов. Эти образы и всесторонняя поддержка объективными знаниями порождает у субъекта новые знания. Кроме того, САПР должна позволять проводить машинную обработку порождаемых новых знаний.

Аксиомы.

1.  САПР помогает работать  субъекту на ранних стадиях проектирования.

2.  САПР максимально ориентирована на  одного субъекта (возможно ЛПР).

3.  Когнитивные структуры субъекта психологизированы (возможны мотивации некогнитивного характера).

4.  На когнитивные структуры субъекта эффективно воздействует интерактивная компьютерная графика.

5.  Математические структуры поддаются машинной обработке.

6.  Субъект принимает решения преимущественно на основе субъективных знаний.

7.  Субъективные знания порождаются объективными знаниями.

Ценности.

1.  САПР должна быть максимально подстроена под субъекта.

2.  Интерактивная компьютерная графика должна отражать самые основные принципы проблемной области.