2.4. Роль стратегии “снизу-вверх” при определении функций, реализуемых отдельными блоками.
2.4. Кратко изложите как вы представляете себе роль моделей представления знаний в вашей работе:
- продукций;
- семантических сетей;
- фреймов;
- сценариев.
3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр. 19-29.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ
РАБОТЫ № 3.
Алгоритм предстоящей проектной деятельности.
В проделанных ранее работах была описана семантическая модель разрабатываемой подсистемы САПР. Также была поставлена основная цель подсистемы. Схему дальнейших шагов по проектированию САПР можно увидеть из рис.1.
Рис.1. Блок-схема алгоритма проектной деятельности.
Здесь в правой части рисунка показаны модели, которые потребуются в процессе проектирования.
Реализация алгоритма проектной деятельности.
1. Построение дерева целей.
В соответствии с рассмотренной выше блок-схемой, первым шагом в предстоящей деятельности будет декомпозиция основной цели подсистемы САПР (см. рис.2).
Таким образом, с помощью представленного дерева целей определяются основные компоненты разрабатываемого проекта. Эти компоненты при последующем проектировании должны непременно выполняться. В противном случае, необходимо будет пересмотреть все дерево целей. Основной проблемой в разрабатываемой здесь подсистеме САПР является максимальная совместимость САПР с когнитивными структурами ведущего специалиста в проектной организации. Именно этот принцип и заложен в основу будущей подсистемы.
2. Структурный синтез.
Из дерева целей получаем модель состава системы (рис.3).
Элементы данной модели получаются непосредственно из элементов предыдущей модели. Чтобы решить некоторую задачу, достичь некоторой цели необходимо построить какой-либо элемент системы. Этот элемент и будет решать указанную проблему. Таким образом, концепция проектируемой системы порождает саму систему - сначала модель состава, а затем и всю структурную модель системы (рис.4). То есть, мы видим реализацию стратегии “сверху-вниз”. Такая стратегия позволяет всегда оставаться в рамках выбранной концепции системы.
3. Параметрический синтез.
Описание функционирования системы в процессе решения задачи приведем в виде вербальной модели.
После того, как пользователь определил для себя задачу, он вводит исходную информацию в САПР. Исходная информация может быть в различном виде. Поэтому, после ввода начальной информации необходимо привести эту информацию к формату, принятому в системе. Далее, если информации достаточно для проведения машинного эксперимента, он проводится. На экран дисплея выводится ИКГ-картинка в виде, определенном пользователем. Пользователь также определяет будет ли эта картинка сопровождаться звуком и цветом. После этого, результаты экспери
римента заносятся в базу знаний. Кроме того, по желанию пользователя они могут подвергаться анализу в экспертной системе. На этом сеанс решения задачи заканчивается. Помимо этого, интерактивный интерфейс САПР оказывает пользователю информационную поддержку насколько позваляют возможности системы.
4. Реализация функций.
При проектировании (реализации) отдельных функций системы возможны ситуации, когда реализовать функцию будет сложно или вообще невозможно. Тогда, в соответствии с рис.1 необходимо переопределять дерево целей и структурную модель системы. Такое воздействие на концепции проектируемого изделия используется при стратегии “снизу-вверх”. Эта стратегия может использоваться и в чистом виде (например, при написании маленьких программ), что позволяет несколько упростить процесс целеполагания при проектировании. Однако, при реализации сложных проектов такая стратегия в чистом виде является опасной, так как возможен вариант, что получится несколько иное изделие а не то, которое предполагалось изначально.
Выбор стратегии проектирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.