Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 11

Выбор диссонирующих звеньев.

Из предыдущего пункта автоматически выявляются такие диссонирующие звенья, как "Интерактивная компьютерная графика" и "Когнитивные структуры пользователя". База знаний является стандартным хранилищем информации и в качестве диссонирующего звена не особенно интересна. Пользователь нам интересен с точки зрения предсказания его поведения для настройки интеллектуального интерфейса, но на данном этапе не представляется целесообразным изучать его глубже. "САПР" подходит нам в качестве диссонирующего звена, ибо не понятно как следует организовать интерфейс системы и обработку получаемых данных.

Диссонирующее звено “интерактивная

компьютерная графика”.

Выбор категориальных понятий.

Основным порождающим знания понятием здесь выступает машинный эксперимент. Он, на основе заложенной в системе информации о проблемной области, создает звуковой мультфильм, который и должен выступать в качестве абстрактных образов когнитивных структур пользователя. Этот звуковой мультфильм делается доступным пользователю посредством устройств вывода ЭВМ. Кроме того, полученный мультфильм обрабатывается специальным образом и преобразуется в форму, удобную для хранения в накопителе знаний.

Таблица "Субстанция - Атрибут".

В табл.3 представлены атрибуты выбранных категориальных понятий.

Таблица 3.

СУБСТАНЦИЯ

АТРИБУТ

Эксперимент

вычислительный;

на основе имеющихся математических зависимостей;

на основе поступающей информации

Звуковой мультфильм

геометрическая модель;

звуковой;

цветной

Устройства вывода

дисплей;

динамик

Обработка данных эксперимента

преобразующая поступающие данные в удобную для хранения форму;

проверяющая необходимость запоминания данных

Накопленная информация

математической зависимости величин проблемной области;

содержащая исходные данные эксперимента;

содержащая конечные данные эксперимента

Таблица "Субстанция - Отношения".

В табл.4 представлены отношения между выбранными категориальными понятиями.

Таблица 4.

СУБСТАНЦИЯ

ОТНОШЕНИЕ

СУБСТАНЦИЯ

Машинный эксперимент

обеспечивает исходные

 данные для

Звуковой мультфильм

Машинный эксперимент

поставляет исходные

 данные для

Обработка данных

 эксперимента

Машинный эксперимент

использует

Накопленная

информация

Звуковой мультфильм

берет исходные данные у

Машинный

 эксперимент

Продолжение таблицы 4.

Звуковой мультфильм

поставляет конечные данные  эксперимента для

Обработка данных

 эксперимента

Звуковой мультфильм

поступает на

Устройства вывода

Обработка дан

ных эксперимента

берет информацию у

Машинный

эксперимент

Обработка данных

 эксперимента

берет информацию у

Звуковой мультфильм

Обработка данных

 эксперимента

преобразует данные

эксперимента в

Накопленная

 информация

Накопленная информация

помогает проводить

Машинный эксперимент

Накопленная информация

поставляет информацию

для анализа при

Обработка данных

 эксперимента

Устройства вывода

делают доступным

 для пользователя

Звуковой мультфильм

Семантическая сеть уровня.

На рис.2 представлена семантическая сеть по диссонирующему звену "Интерактивная компьютерная графика".