Студент по собственному усмотрению строит иерархию семантических сетей, исходя из того, как он понимает ситуацию. Этот процесс глубоко когнитивен, поэтому результатом может явиться множество вариантов. В то же время выводы сорита строго детерминированы правилами дедуктивной логики (выводы однозначны для конкретного набора посылок). Совмещение структуры, порожденной когнитивными механизмами мышления, со строго формальной структурой позволяет взглянуть на “текущее положение дел” нередко совершенно по новому. В результате проделанной работы становиться ясно, как следует вести себя далее, и от каких действий разумно пока воздержаться. Это убеждает студента в действенности методологии. Начиная с лабораторной работы № 2 все рассуждения строятся на конкретном материале, которым располагает студент по своей тематике, поэтому результаты работ у каждого в значительной мере свои. Каждой лабораторной работе предшествует формулировка цели работы и содержания отчета и после чего приводится пример выполненной работы.
Направление, в рамках которого иллюстрируются примеры выполнения лабораторных работ, является “Когнитивная графика в процессе исследования динамики дизеля на ранних стадиях проектирования”. Выбор темы объясняется богатым набором графических отображений, эффективно используемых в расчетных методиках инженерами-двигателистами на ранних стадиях проектирования. Эти отображения можно отнести к компонентам нового направления получившего название “когнитивная графика”, которое в настоящее время обретает все большую познавательную значимость и в то же время имеет свои истоки как в исследовательской, так и в инженерной практике.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
Анализ кортежей, описывающих объекты проектирования.
(2 часа).
1. Цель работы.
1.1. Обрести практические навыки работы с кортежами, полученными от профессионалов.
1.2. Освоить методику применения программного обеспечения “сорит” для анализа кортежей.
1.3. Освоить методику построения иерархий семантических сетей на основе выводов сорита по кортежу.
2. Отчет должен содержать:
2.1. Кортеж по данной тематике разработанный специалистами данной области знания.
2.2. Анализ 1-2 сущностей, на которых по вашему мнению “сорит” “заострил ваше внимание”.
2.3. Семантическую сеть в виде иерархии, соответствующей кортежу. Структурирование осуществить самостоятельно.
2.4. Представление сущности ( по пункту 2.2) в виде субъекта с множеством предикатов.
2.5. Совмещение структуры (по пункту 2.4.) с семантической сетью (по пункту 2.3.).
2.6. Выводы о разумном поведении в построенном “модельном мире”.
3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр.30-39, стр.99-108.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ
РАБОТЫ № 1.
Семантические сети.
Уровень 1.
Таблица 1.
СУБСТАНЦИЯ |
СУБСТАНЦИЯ |
ОТНОШЕНИЕ |
Алтайдизель |
Требования эргономики |
стремиться удов-рить |
Алтайдизель |
Требования потребителя |
должен соответ-ть |
Алтайдизель |
Начальная стоимость |
стремиться снизить |
Алтайдизель |
Нормы экологии |
должен соответст-ть |
Требования эргономики |
Алтайдизель |
влияют на спрос |
Требования потребителя |
Алтайдизель |
должны учитываться |
Начальная стоимость |
Алтайдизель |
опред-ет жизнесп-сть |
Нормы экологии |
Алтайдизель |
осложняют разработку |
Рис. 1. Первый уровень иерархии.
Уровень 2.
Таблица 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.