Кинематика движения материальной точки. Динамика вращательного движения твердого тела. Закон сохранения энергии

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

УРОК №1. 1

КИНЕМАТИКА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ. 1

Примеры решения задач. 5

КИНЕМАТИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. 24

Примеры решения задач. 29

УРОК №2. 39

ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ. 39

Примеры решения задач. 47

УРОК №3. 85

РАБОТА И МОЩНОСТЬ СИЛЫ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ. 85

Примеры решения задач. 85

УРОК №4. 119

ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА. 119

Примеры решения задач. 119

УРОК №1

КИНЕМАТИКА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ.

r - (радиус-вектор) задает положение точки в пространстве, зависит от времени. Перемещение: .

S – путь, длина траектории.

 - скорость, направлена по касательной к траектории.

 - единичный вектор касательной к траектории.

.

Средняя скорость в пути .

Средняя скорость перемещения .

Для равномерного () движения (тело движется вдоль прямой):

, , при этом .

Закон сложения скоростей: , где

  - скорость точки относительно условно неподвижной системы отсчета,

- скорость точки относительно системы отсчета, движущейся со скоростью  по отношению к неподвижной.

Относительная скорость двух тел, движущихся со скоростями  и : .

Ускорение , где введены обозначения:

 - тангенциальное (касательное) ускорение, изменяющее величину скорости, и

 - нормальное (центростремительное) ускорение, изменяющее направление скорости.

 - единичный вектор нормали к траектории (перпендикулярен касательной в данной точке).

 - радиус кривизны траектории.

. Величина полного ускорения может быть найдена .

В общем случае: . Для величины скорости:

Равнопеременное движение: .

.

Примеры решения задач

ЗАДАЧА 1. Материальная точка движется по прямой со скоростью  (м/с). Найти среднюю скорость за первые 8 секунд движения.

РЕШЕНИЕ. По определению . Обозначим направление, вдоль которого начинает двигаться точка, за ось x. Понятно, что в условии дана зависимость проекции скорости на эту ось.

Пусть , тогда .

Однако, движение точки будет происходить в положительном направлении оси x () до момента времени  (). После этого момента точка будет двигаться в противоположную сторону (). Поэтому для нахождения пройденного точкой пути за 8 секунд нужно найти:

Таким образом, пройденный точкой путь за первые 8 секунд движения определим:

.

.

ЗАДАЧА 2. Корабль движется вдоль берега со скоростью 18 км/ч, а лодка удаляется от берега под углом 600 к курсу корабля. Определить скорость лодки относительно берега, если ее скорость относительно корабля 18 км/ч. Вычислить угол между направлениями скорости лодки относительно корабля и скорости корабля.

РЕШЕНИЕ. Введем обозначения:

 - скорость корабля относительно берега,

 - скорость лодки относительно берега,

 - скорость лодки относительно корабля.

По закону сложения скоростей: . Построим эти вектора с учетом заданных условий:

, .

Построенный треугольник будет равносторонним, поэтому . Искомый угол между направлениями  и  .

ЗАДАЧА 3. Материальная точка движется в плоскости XY по закону , . Найти траекторию движения и радиус кривизны траектории в начальный момент времени.

РЕШЕНИЕ. Траектория – это кривая, по которой движется точка. Любая кривая в плоскости XY описывается зависимостью . Поэтому из двух заданных уравнений: и  исключим время: .

Итак,  - искомое уравнение траектории.

Векторное соотношение  на плоскости эквивалентно двум скалярным:

 и

.

Поэтому, вектор скорости в любой момент времени запишем как:

, где  - единичные вектора (орты) вдоль осей x и y, соответственно.

Величину скорости в любой момент времени можно найти: .

Радиус кривизны траектории следует искать из соотношения: , учитывая что . В момент времени  , причем направление ее совпадает с осью x, т.к. . Значит,  должно быть направлено вдоль оси y (напомним, ). Поскольку , то . Таким образом, .

ЗАДАЧА 4. Тело брошено под углом 300 к горизонту вниз с высокой башни (h = 5 м) с начальной скоростью 9,8 м/с. Через сколько секунд нормальное ускорение сравняется с тангенциальным и на какой высоте это произойдет?

РЕШЕНИЕ. Для тела, брошенного у поверхности Земли полное ускорение . Поэтому .

В произвольной точке траектории проведем касательную (вдоль нее будут направлены скорость и тангенциальное ускорение) и нормаль (по которой направлено центростремительное ускорение). Разложим вектор полного ускорения  на две составляющие  и  вдоль этих направлений. Если  - это угол между   и , то , .

По условию задачи: , т.е. .

Поскольку угол между скоростью  и горизонтом тот же , а , , то для данной точки траектории , т.к. . Для движения с постоянным ускорением  скорость изменяется по закону: . Вычислим две проекции с учетом выбранного направления осей:  и . Выполним условие:

. Отсюда найдем время: .

При равнопеременном движении с ускорением  радиус-вектор точки зависит от времени: . Спроектируем это уравнение на выбранную ось y: . Подставив в это уравнение найденное время, определим, на какой высоте оказалось тело:

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.