Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики, страница 7

при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

изменения в денежных доходах населения (платежеспособности);

изменения в структуре населения; изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители; экономическая политика правительства;

реклама и мода.

График спроса, выражающий зависимость между ценой и спросом, имеет следующий вид (Р - цена, Q - величина спроса):

                     

Предложение - количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

При росте цен предложение растет и наоборот.

Реакция производителя такова:

при росте цен используются резервы и все производственные мощности для увеличения объемов производства;

при устойчивом и продолжительном росте цен идет перелив капитала в данную отрасль.

В долгосрочном плане рост предложения всегда следует за ростом цены.

Неценовые факторы изменения предложения:

изменение издержек производства;

выход на рынок новых фирм;

изменения цен на другие товары, перелив капитала, уход фирм, уменьшение предложения;

катастрофы (природные, политические и т.п.).

Рыночная цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.

Она фиксируется в точке, где пересекаются кривые спроса и предложения, которая называется точкой равновесия, а цена в этой точке – равновесной ценой.

Законы рыночного ценообразования:

рыночная цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. И наоборот: при снижении спроса при неизменном предложении или при росте предложения при неизменном спросе цена снижается.

Цена «пола» и «потолка»:

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается «автоматически». Но монополии либо государство могут волевым способом установить цены выше или ниже точки равновесия. В этих случаях говорят о ценах «пола» и «потолка», но в сравнении с бытовым пониманием пола и потолка - с точностью до наоборот.

Цена «потолка» ограничивает рост цен - искусственно заниженная цена.

Цена пола не позволяет опуститься вниз - искусственно завышенная цена.

Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, то образуются излишки (неудовлетворены производители), и наоборот: занижение цены ведет к дефициту и неудовлетворенному спросу.

Цены потолка, заниженные к уровню равновесной цены, государство устанавливает с целью замораживания цен, фиксирования ее на определенном уровне с целью борьбы с инфляцией и снижения жизненного уровня населения. При этом возникает дефицит, решаемый путем карточного распределения, и спекуляция.

Цены пола, как правило, устанавливает «криминал» для получения дополнительной не заработанной прибыли.

5.  Основные макроэкономические показатели.

В качестве обобщающих результатов функционирования национальной экономики за определенный период используются следующие показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой совокупную конечную стоимость всего объема продукции и услуг в денежном выражении, произведенную национальными предприятиями независимо от местонахождения - в своей стране или за рубежом.

При расчете ВНП к конечной стоимости продукции и услуг, произведенной в стране, прибавляется сальдо между платежами за границу и платежами из-за границы. Сальдо может быть положительное и отрицательное.

Главное требование при расчете ВНП - учет всех товаров и услуг, произведенных за год, только один раз для избежания повторного счета. В ВНП не включается промежуточный продукт, стоимость продуктов, произведенных внутри домашнего хозяйства не для рынка, а для собственного потребления. Из этого условия возникает понятие «добавленная стоимость».