Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики, страница 15

Измеренная в денежных единицах ценность блага или стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Изменение масштаба цен или смена меры ценности благ называется денежной реформой.

Экономическая природа и назначение денег заключается в экономии трансакционных издержек1 рыночных взаимодействий:

деньги экономят время выбора ассортимента, количества покупаемых благ, места совершения сделки, контрагентов по сделке; при бартере разделение труда было бы минимальным, и многие виды деятельности без денег просто не могли бы возникнуть;

деньги экономят время измерения ценности благ, т.к. при наличии всеобщего эквивалента экономические субъекты быстро составляют обменные пропорции (если известна цена двух товаров, то их относительная ценность очевидна).

Если деньги по определению являются товаром, то на них распространяются законы спроса и предложения.

Спрос на деньги существует практически у всех экономических субъектов – у домашних хозяйств, фирм и государства. Эти же экономические субъекты предлагают деньги. И рыночная равновесная цена на деньги в форме банковского процента должна формироваться в точке пересечения кривых спроса и предложения на рынке денег.

Спрос на деньги представляет собой количество денег, которые экономические субъекты желают иметь у себя на руках наличными деньгами и на текущих банковских счетах. Подразумевается, что это "желание" ограничено богатством экономических субъектов, и они делают выбор: какую его часть иметь в виде денег, а какую в виде альтернативных им частей богатства - физического капитала, срочных вкладов в банках, облигаций.

Следовательно, спрос на деньги объясняется предпочтением ликвидности: наличные деньги позволяют более оперативно ими распоряжаться. В принципе спрос на деньги - это практически всегда спрос на товары и услуги, которые можно на них приобрести. Однако за ликвидность приходится платить, отказавшись от альтернативного получения процентов по вкладам, облигациям или другим ценным бумагам. Предпочтение ликвидности возрастает в условиях роста неопределенности, неуверенности в размерах будущих процентов (особенно в периоды ускорения инфляции), незнания точного времени, когда потребуются деньги, недоверия к банкам.

Таким образом, на размеры спроса на деньги большое влияние оказывает фактор неопределенности.

Различают номинальный спрос на деньги, который изменяется вслед за ростом цен и реальный спрос на деньги или просто спрос на деньги, который представляет собой величину денежных остатков, исчисленную с учетом их покупательной способности.

Реальный спрос равен отношению номинального спроса на деньги (Мd) к среднему уровню цен (Р):             Мd / Р

Факторы спроса на деньги: уровень дохода экономических субъектов (рост дохода увеличивает спрос на деньги);

скорость обращения денег;

ставка процента (чем выше процентная ставка, тем ниже спрос).

Спрос на деньги  является одним из основных понятий монетаризма.

Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал: «Количественная теория денег в первом приближении является теорией спроса на деньги». Монетаристы рассматривают в своей модели денежную политику государства как инструмент регулирования общественного производства.

11. Денежное предложение. Денежные агрегаты.

При прочих равных условиях предложение денег и размер денежной массы в стране определяет спрос на деньги.

Предложение денег включает в себя наличность вне банковской системы и депозиты экономических субъектов в банках.

Кроме этого различают понятие «резервные деньги» (деньги повышенной мощности, денежную базу).

Денежная база состоит из наличности вне банковской системы и резервов коммерческих банков, хранящихся в ЦБ.

Отношение предложения денег (М) к денежной базе (ДБ) называется денежным мультипликатором (m):     m = М / ДБ

Отсюда, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:   М = ДБ × m