Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые) рынки.
Товаропроизводители подразделяют рынки по функциональным признакам на рынки продаж, рынки закупок, финансовые рынки, рынки посредников рыночных сделок, рынки труда. Функциональная структура рынков отражает практически весь спектр рыночных отношений предприятия и оказывает непосредственное влияние на формирование органов управления предприятием.
Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные. Далее они группируются по предметному и отраслевому признакам, в соответствии с которыми выделяют: рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров, информационного и интеллектуального продуктов, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг и др.
Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным продуктам, в соответствии с которыми выделяют рынки зерна, мяса, нефти, автомобилей, леса и т.п.
Главным объектом исследования и экономико-математического моделирования рынка являются: выявление закономерностей формирования рыночного равновесия, процессы формирования цен в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников в рынок и выбытия потерпевших неудачу.
В зависимости от состояния конкурентной среды рынки подразделяются на высококонкурентные (свободные), рынки монополистической конкуренции, олигополистические и монополистические (закрытые) рынки.
Вне рыночного товарообмена современная экономика функционировать не может. Поэтому рынок – это объективно необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Рынок – это основная функция экономики.
Кроме этого рынок имеет и ряд других значительных функций:
информационная - объективную информацию об общественно необходимом количестве, номенклатуре, ассортименте, качестве товаров и услуг производителям дает рынок через объемы продаж, цены, процентные ставки на кредиты, которые, сопоставляя рыночную информацию со своими возможностями, принимают решения;
посредническая - производители и потребители экономически обособлены и только рынок дает им возможность найти друг друга и осуществить выгодный обмен;
ценообразующая - однотипная продукция разных производителей содержит разное количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает только определенные, необходимые затраты, т.е. рынок формирует отражение той стоимости, с которой согласно общество;
регулирующая – она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство; именно рынок отвечает на вопросы: что, для кого и как производить, и стимулирует межотраслевые переливы капитала;
санирующая – рыночный механизм является жесткой системой, в результате функционирования которой происходит естественный отбор товаропроизводителей: на рынке конкуренция очищает общественное производство от экономически нежизнеспособных производств.
Для эффективного функционирования идеальный рынок требует соблюдения следующих минимальных условий: на рынке должно участвовать значительное количество независимых продавцов и покупателей однородной продукции;
вход на рынок и выход с него для производителей и покупателей должен быть свободным;
рынок должен быть «прозрачным», т.е. участники рынка должны быть полностью осведомлены о происходящих на рынке событиях, сговор между продавцами не должен иметь место.
На практике отступление от перечисленных условий приводит к формированию разных типов рынка.
Решающую роль в функционировании рынка играют конкуренция (нет конкуренции – нет рынка) и цены.
Чем более близки условия функционирования рынка к условиям совершенной конкуренции, тем более эффективен рыночный механизм.
3. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики.
Экономическая система общества представляет собой совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм. Ее важнейшими элементами являются:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.