фактор времени: при оценке эластичности различают три временных периода: краткосрочный (недостаточный для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции), среднесрочный (достаточный лишь для изменения объемов производства на существующих производственных мощностях), долгосрочный (достаточный для изменения фирме своих производственных мощностей, а также притока и оттока новых фирм в случае изменения спроса на данную продукцию) - в первом случае спрос менее эластичен, чем в последнем;
значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости - неэластичен, т.к. при росте цен пищу, соль, мыло и т.п. продукты все равно будут покупать, но при повышении цен на предметы роскоши большая часть общества относительно спокойна.
Перекрестная эластичность - используется при определении степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены на другой товар.
Коэффициент перекрестной эластичности (Ес) - это отношение изменения спроса на товар А в процентах к изменению цены на товар Б в процентах.
Ес = DQА / DРБ
Если товары взаимозаменяемые (рост цен на масло ведет к росту цен на маргарин), то Ес имеет положительное значение.
Если товары взаимодополняемые (бензин и автомобили, кассеты и видеомагнитофон и т.п.), то Ес имеет отрицательное значение.
Эластичность предложения (Еs). Коэффициент эластичности предложения показывает: насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Еs = DQ / DР
где DQ - изменение величины предложения, в %; DР - изменение цены, в %.
Предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Это связано с временем реагирования на изменение цены и временем изменения производственного процесса. Поэтому фактор времени - важнейший в определении показателя эластичности предложения.
Эластичность спроса по доходам населения Еd - представляет собой отношение изменения спроса на товар в процентах к изменению доходов потребителей в процентах. Коэффициент эластичности по доходам населения показывает: относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов ведет к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Теория эластичности спроса и предложения имеют огромное значение на практике, как для фирмы (выработка ценовой политики), так и для государства (выбор социально-экономической политики).
9. Общий уровень цен. Индекс цен. Дефлятор ВВП.
Цена представляет собой фундаментальную экономическую категорию и означает – количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.
Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому цена – это стоимость единицы товара в денежном выражении.
Общий уровень цен – это абсолютная или относительная величина цены применительно к уровню общественных затрат, доходов или других цен (внутренних и внешних).
Уровень цен может сопоставляться прямым сопоставлением цен данного периода с ценами какого-либо базового периода по одинаковой или сходной продукции с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом происходит прямое измерение динамики цен.
Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются средние цены по видам продукции, которые определяются путем отношения стоимости товарной продукции по группе в оптовых ценах к объему данной товарной продукции в натуральном выражении.
В целях анализа состояния инфляции, уровня жизни населения и др. на практике широко используются индексы цен – отношение текущих цен на определенные группы товаров к ценам базового периода, приведенным в сопоставимые условия.
Сопоставимые цены – это цены, определенного периода (года, месяца) на определенную дату в определенном регионе (стране), условно принимаемые за базу при сопоставлении стоимостных показателей. Они отражают и учитывают закономерности экономического развития во времени и пространстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.