Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики, страница 3

Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше оптимальность в структуре государственной и частной собственности, в структуре формирования ВВП и его перераспределении.

Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется, все зависит от профессионализма лиц, разрабатывающих и осуществляющих политику ГРЭ в каждых конкретных социально-экономических обстоятельствах.

2.  Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.

Существует достаточно много определений рынка и каждое в своем роде справедливо:

-  рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

-  рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, или отношение спроса и предложения;

-  рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара, услуги вступают с друг другом в контакт с целью покупки или продажи этого товара или услуги;

-  рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающие между собой производителей и потребителей продукции.

Алан Хоскинг характеризует современный рынок следующим образом: «Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары или услуги».[1]

Регулируемый рынок - сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации.

Однако универсального определения экономической категории «рынок» к сожалению пока не существует. Представляется, что наиболее удачной, охватывающей все вышеназванные определения, является следующая формулировка: рынок – это совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена на товары и услуги.

Рынок является следствием длительного исторического процесса и возникновения ряда условий, которые сделали рынок объективно необходимым обществу.

Первым  условием возникновения рынка является общественное разделение труда, возникшее еще в древности, которое объективно требует обмена продуктами труда. Скотоводу нужен хлеб, а земледельцу – мясо и молоко, и тем и другим – продукция ремесленников. В результате возник бартер. Развитие обмена привело к появлению денег, которые увеличили стимул к производству товаров только для продажи. Результатом этого стало возникновение товарного производства - производства товара не для собственного потребления, а как носителя стоимости для получения взамен других предметов. Таким образом, появилось производство товара на рынок.

Вторым условием возникновения рынка является экономическая обособленность производителей товара. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает только на основе обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности, индивидуальной и коллективной, но обязательно ограниченной локальным кругом интересов. Этим кругом является организационно-правовая форма.

Третьим условием является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Каждый хозяйствующий субъект свободен и самостоятелен при принятии основных экономических решений:  что, как, для кого и сколько производить.

Рынок как развитая система экономических отношений  товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов основного рынка. Структура рынка чрезвычайно многообразна.

Дж. М. Кейнс выделял следующие ведущие рынки: рынок благ (товаров и услуг), рынок труда, рынок капитала, рынок ценных бумаг. Современная теория относит к ним валютный рынок.

По отношению к предприятию выделяют рынок труда, рынок сырья и других факторов производства, используемых предприятием, и рынок товаров и услуг, производимых предприятиями.

По масштабам охвата территории различают мировой рынок, зональные, региональные и национальные рынки. А применительно к каждой стране – внутренний и внешний рынки.