и
-
ширина опорных подшипников на промвалу со стороны шестерни и зубчатого колеса
соответственно,
- углубления обоих
подшипников в стенку корпуса редуктора (со стороны шестерни и колеса),
- зазоры между стенкой
редуктора и вращающимися боковыми сторонами шестерни и колеса,
- ширина ступицы колеса
тихоходного вала,*она включена в расчётную длину промвала, так как ширина
ступицы колеса тихоходного вала больше чем ширина сопряжённой с колесом ширины
шестерни (зубчатая прямозубая пара №3),
(смотри расчёт п.8,4: ).
и
-
ширина втулки на тихоходном и быстроходном валах, соответственно, между
подшипниками этих валов и зубчатыми колёсом и шестернёй,
и
-
ширина подшипников тихоходного и быстроходного валов в центральной части
редуктора (в месте торцевого стыка этих валов),
- торцевой зазор между
соосными тихоходным и быстроходным валами,
- ширина зубчатого венца
косозубой шестерни быстроходного вала, *она включена в расчётную длину
промвала, так как ширина этой шестерни больше ширины ступицы сопряжённого с ней
косозубого колеса промвала этой зубчатой пары (зубчатая косозубая быстроходная
пара №4), (смотри расчёт п.8,4:
).
Определим расчётную длину промежуточного вала по его габаритной длине:
,
Определим - отрезок А2
диаграммы - расстояние между зубчатым колесом промвала (косозубая зубчатая пара
№4) и подшипником промвала со стороны этого колеса:
,
Определим - отрезок Б1
диаграммы – расстояние между шестернёй промвала (прямозубая зубчатая пара №3) и
подшипником промвала со стороны этой шестерни:
,
Определим - отрезок 1-2
диаграммы – расстояние между осями шестерни и колеса промвала:
.
мм,
мм,
мм.
Примечание: Получение этих трёх длин (l1l2l3) графическим или расчётным путём определяется студентом самостоятельно.
Из пунктов 7.1 и 7.2 настоящего расчета берём значения усилий на зубьях колеса и шестерни:
- для колеса:
окружная сила , радиальная сила
, осевая сила
- для шестерни:
окружная сила , радиальная сила
, осевая сила
Причем осевая сила на прямозубой шестерне не создается, а
осевая сила на косозубом колесе промежуточного вала парируется равномерно двумя
опорами промежуточного вала, радиальными шарикоподшипниками, т.е. . Тогда
Находим изгибающие моменты в вертикальной плоскости XOZ.
Момент в сечении колеса (2):
Момент в сечении шестерни (1):
9.1.2 Изгиб в горизонтальной плоскости YOZ. Определение реакций опор и
Все силы, приложенные к промежуточному валу, находятся в равновесии. Найдем суммы изгибающих моментов в плоскости YOZ :
тогда: , и
.
Окончательно:
Находим изгибающие моменты в горизонтальной плоскости YOZ.
Момент в сечении колеса (2):
Момент в сечении колеса (2) с учетом :
Момент в сечении шестерни (1):
9.1.3 Находим суммарные радиальные реакции опор промежуточного вала
Найдем геометрическую сумму реакций опор в точках А и Б:
9.1.4 Находим изгибающие моменты в сечениях вала, соответствующих местам расположения колеса и шестерни
- изгибающий момент в сечении вала, где расположено колесо.
Это сечение на расстоянии от опоры А - :
- изгибающий момент в сечении вала, где расположена
шестерня. Это сечение на расстоянии от опоры Б - :
9.1.5 Определение крутящего момента
Согласно п. 7.2.6 крутящий момент на промежуточном валу
создается окружными усилиями на колесе и
шестерне
. Крутящий момент на промежуточном
валу равен
.
Диаметр вала в сечениях колеса и шестерни
одинаков и равен . Крутящий момент одинаков
в обоих сечениях. Изгибающий момент существенно больше в сечении вала, где
расположена шестерня и равен
.
Поэтому проверку прочности вала будем производить в сечении шестерни.
Для изготовления промежуточного вала мы приняли Сталь
40Х со следующими механическими характеристиками: ,
,
,
,
, твердость
.
,
,
.
9.1.6 Определение приведенного момента сил
Согласно принятых по курсу «Сопротивление материалов» расчетов приведенный момент сил в критическом сечении вала находится по формуле:
, где крутящий момент
,
изгибающий момент , коэффициент
,
где - допускаемое знакопеременное напряжение для материала вала,
и - допускаемое пульсирующее напряжение для материала вала.
Найдем коэффициент
Определим приведенный момент для опасных сечений:
Так как ,
то считаем критическим сечение вала в районе шестерни (1). Определим расчетный
диаметр промежуточного вала в критическом сечении:
мм, что значительно меньше
принятого диаметра 50мм.
9.2 Проверка статической прочности вала
Расчёт статической прочности выполняется как проверочный.
(ВТ Павлище учебник «Основы конструирования и расчета деталей машин», стр. 426)
1. Находим номинальное напряжение в критическом сечении (1).
2, Находим эквивалентное напряжение.
3. Находим максимальное эквивалентное напряжение при кратковременных перегрузках
4. Допустимое эквивалентное напряжение
Условия статической прочности вала удовлетворяются, поскольку:
9.3 Расчет на сопротивление усталости промежуточного вала
Этот расчет валов выполняется как основной на усталостную прочность при длительных циклах эксплуатации. Он заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в предположительно опасных сечениях. В нашем случае это сечение, где расположена прямозубая шестерня 1 (в этом месте диаметр промвала d3=d1=50мм).
Для критического сечения 1 определяем
коэффициент запаса прочности и сравниваем его
с допускаемыми значениями
, которые
принимаем обычно 1,3-2,1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.