и - ширина опорных подшипников на промвалу со стороны шестерни и зубчатого колеса соответственно,
- углубления обоих подшипников в стенку корпуса редуктора (со стороны шестерни и колеса),
- зазоры между стенкой редуктора и вращающимися боковыми сторонами шестерни и колеса,
- ширина ступицы колеса тихоходного вала,*она включена в расчётную длину промвала, так как ширина ступицы колеса тихоходного вала больше чем ширина сопряжённой с колесом ширины шестерни (зубчатая прямозубая пара №3),
(смотри расчёт п.8,4: ).
и - ширина втулки на тихоходном и быстроходном валах, соответственно, между подшипниками этих валов и зубчатыми колёсом и шестернёй,
и - ширина подшипников тихоходного и быстроходного валов в центральной части редуктора (в месте торцевого стыка этих валов),
- торцевой зазор между соосными тихоходным и быстроходным валами,
- ширина зубчатого венца косозубой шестерни быстроходного вала, *она включена в расчётную длину промвала, так как ширина этой шестерни больше ширины ступицы сопряжённого с ней косозубого колеса промвала этой зубчатой пары (зубчатая косозубая быстроходная пара №4), (смотри расчёт п.8,4: ).
Определим расчётную длину промежуточного вала по его габаритной длине:
,
Определим - отрезок А2 диаграммы - расстояние между зубчатым колесом промвала (косозубая зубчатая пара №4) и подшипником промвала со стороны этого колеса:
,
Определим - отрезок Б1 диаграммы – расстояние между шестернёй промвала (прямозубая зубчатая пара №3) и подшипником промвала со стороны этой шестерни:
,
Определим - отрезок 1-2 диаграммы – расстояние между осями шестерни и колеса промвала:
.
мм, мм, мм.
Примечание: Получение этих трёх длин (l1l2l3) графическим или расчётным путём определяется студентом самостоятельно.
Из пунктов 7.1 и 7.2 настоящего расчета берём значения усилий на зубьях колеса и шестерни:
- для колеса:
окружная сила , радиальная сила , осевая сила
- для шестерни:
окружная сила , радиальная сила , осевая сила
Причем осевая сила на прямозубой шестерне не создается, а осевая сила на косозубом колесе промежуточного вала парируется равномерно двумя опорами промежуточного вала, радиальными шарикоподшипниками, т.е. . Тогда
Находим изгибающие моменты в вертикальной плоскости XOZ.
Момент в сечении колеса (2):
Момент в сечении шестерни (1):
9.1.2 Изгиб в горизонтальной плоскости YOZ. Определение реакций опор и
Все силы, приложенные к промежуточному валу, находятся в равновесии. Найдем суммы изгибающих моментов в плоскости YOZ :
тогда: , и
. Окончательно:
Находим изгибающие моменты в горизонтальной плоскости YOZ.
Момент в сечении колеса (2):
Момент в сечении колеса (2) с учетом :
Момент в сечении шестерни (1):
9.1.3 Находим суммарные радиальные реакции опор промежуточного вала
Найдем геометрическую сумму реакций опор в точках А и Б:
9.1.4 Находим изгибающие моменты в сечениях вала, соответствующих местам расположения колеса и шестерни
- изгибающий момент в сечении вала, где расположено колесо. Это сечение на расстоянии от опоры А - :
- изгибающий момент в сечении вала, где расположена шестерня. Это сечение на расстоянии от опоры Б - :
9.1.5 Определение крутящего момента
Согласно п. 7.2.6 крутящий момент на промежуточном валу создается окружными усилиями на колесе и шестерне . Крутящий момент на промежуточном валу равен .
Диаметр вала в сечениях колеса и шестерни одинаков и равен . Крутящий момент одинаков в обоих сечениях. Изгибающий момент существенно больше в сечении вала, где расположена шестерня и равен .
Поэтому проверку прочности вала будем производить в сечении шестерни.
Для изготовления промежуточного вала мы приняли Сталь 40Х со следующими механическими характеристиками: , ,
, , , твердость .
, , .
9.1.6 Определение приведенного момента сил
Согласно принятых по курсу «Сопротивление материалов» расчетов приведенный момент сил в критическом сечении вала находится по формуле:
, где крутящий момент ,
изгибающий момент , коэффициент ,
где - допускаемое знакопеременное напряжение для материала вала,
и - допускаемое пульсирующее напряжение для материала вала.
Найдем коэффициент
Определим приведенный момент для опасных сечений:
Так как , то считаем критическим сечение вала в районе шестерни (1). Определим расчетный диаметр промежуточного вала в критическом сечении:
мм, что значительно меньше принятого диаметра 50мм.
9.2 Проверка статической прочности вала
Расчёт статической прочности выполняется как проверочный.
(ВТ Павлище учебник «Основы конструирования и расчета деталей машин», стр. 426)
1. Находим номинальное напряжение в критическом сечении (1).
2, Находим эквивалентное напряжение.
3. Находим максимальное эквивалентное напряжение при кратковременных перегрузках
4. Допустимое эквивалентное напряжение
Условия статической прочности вала удовлетворяются, поскольку:
9.3 Расчет на сопротивление усталости промежуточного вала
Этот расчет валов выполняется как основной на усталостную прочность при длительных циклах эксплуатации. Он заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в предположительно опасных сечениях. В нашем случае это сечение, где расположена прямозубая шестерня 1 (в этом месте диаметр промвала d3=d1=50мм).
Для критического сечения 1 определяем коэффициент запаса прочности и сравниваем его с допускаемыми значениями , которые принимаем обычно 1,3-2,1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.