Так как мы нашли все составляющие формулы межосевого расстояния то определяем
Вычисленное межосевое расстояние мм округляем в большую сторону до стандартного (согласно стандартного ряда см. стр. 33 [1]). мм.
Стандартный ряд межосевых расстояний :
Расчётные значения для нестандартных редукторов округляют в большую сторону по ряду Ra 40: ... 80, 85, 90, 100, 105, 110, 120, 125, 130, дальше через 10 до 250 и через 20 до 420 ., мм
7.1.2 Определяем предварительно модуль зубчатой передачи, мм:
Модуль передачи
значение модуля передачи округляют в большую сторону до стандартного значения из ряда чисел (предпочтительно из первого ряда см. стр. 33 [1])
Стандартный ряд модулей:
ряд 1 – 1, 1,5 2,5 3 4 5 6 8 10 12 16 20
ряд 2 - 1,25 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5 5,5 7 9 11 (СТ СЭВ 310-76)
Принимаем модуль
7.1.3 Определяем суммарное число зубьев:
, где - минимальный угол наклона зубьев (косозубых колес), для прямозубых колес . Тогда суммарное количество зубьев прямозубой зубчатой пары
т.е. .
7.1.4 Определяем число зубьев шестерни и колеса.
, где - для прямозубой шестерни, тогда
,
Возьмем в первом приближении число зубьев прямозубой шестерни на тихоходном валу .
Число зубьев прямозубого колеса на промежуточном валу зубч. пары №3 ,
Находим в первом приближении число зубьев колеса ,
7.1.5 Определяем фактическое передаточное число и его отклонение от заданного
, для отклонение передаточного числа равно:
Так как 5,3%>2,5% рекомендуемого максимума отклонений для и 4% для , то в формуле определения количества зубьев в шестерне округлим дробное число зубьев 21,8 до 21. То есть, принимаем число зубьев прямозубой шестерни на тихоходном валу . Тогда число зубьев колеса ,
Опять выполним проверку :
,
0,26%<2,5% рекомендуемого максимума отклонений для
Поэтому окончательно принимаем и .
7.1.6 Определяем основные геометрические параметры передачи (прямозубой зубчатой пары шестерня – колесо №3), мм:
- делительный диаметр шестерни
- делительный диаметр колеса
проверим этот диаметр по формуле (стр. 33 [1])
- диаметр впадин зубьев шестерни
- диаметр впадин зубьев колеса
- диаметр вершин зубьев шестерни
- диаметр вершин зубьев колеса
- ширина венца зуба колеса
- ширина венца зуба шестерни (стр. 33 [1])
7.1.7. Определение сил в зубчатом зацеплении (пара зубьев №3 на рис. 2.18)
- определяем окружную силу на колесе
- определяем радиальную силу
где угол профиля зуба.
7.1.8 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям (прямозубая зубч. пара №3)
расчетное контактное напряжение в зубьях колеса:
, где
- вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач .
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями в прямозубой паре (стр. 37 [1]). (для косозубой пары ).
- коэффициент динамической нагрузки, который принимают:
- для прямозубых колес: при твердости НВ < 350
НВ > 350
- для косозубых и шевронных колёс:
при твердости НВ <350
НВ > 350
Примечание: данные взяты из „Розрахунок і проектування приводів суднових механізмів” ВВ Алексієнко …., Миколаїв 2008р.
Окончательно принимаем - коэффициент динамической нагрузки для прямозубых колёс с НВ < 350 для материала шестерни и колеса.
- коэффициент концентрации нагрузки, см. таблицу 11 в п. 7.1.1 настоящего пособия.
мм – делительный диаметр прямозубой шестерни.
Неравенство выполняется , расчет правильный.
7.1.9 Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба (прямозубая цилиндрическая зубчатая пара №3)
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса
, где
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (стр. 36 [1]).
Допустимые значения окружных скоростей для передач разной степени точности.
Таблица 12.
Степень точности |
Допустимая окружная скорость V, м/с |
|||
Прямозубые |
Косозубые |
|||
цилиндрические |
конические |
цилиндрические |
конические |
|
6 |
До 15 |
До 12 |
До 30 |
До 20 |
7 |
До 10 |
До 8 |
До 15 |
До 10 |
8 |
До 6 |
До 4 |
До 10 |
До 7 |
9 |
До 2 |
До 1,5 |
До 4 |
До 3 |
Выбор коэффициента Таблица 13
Размещение колёс относительно опор |
Коэффициент |
|||||
Твёрдость зубъев, НВ |
Коэффициент |
|||||
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,2 |
||
Косольне, опоры - шарикоподшипники |
<350 |
1,16 |
1,37 |
1,64 |
- |
- |
≥350 |
1,33 |
1,7 |
- |
- |
- |
|
Косольное, опоры - роликоподшипники |
<350 |
1,1 |
1,22 |
1,38 |
1,57 |
- |
≥350 |
1,2 |
1,44 |
1,71 |
- |
- |
|
Симметричное |
<350 |
1,01 |
1,03 |
1,05 |
1,07 |
1,14 |
≥350 |
1,02 |
1,04 |
1,08 |
1,14 |
1,3 |
|
Несимметричное |
<350 |
1,05 |
1,1 |
1,17 |
1,25 |
1,42 |
≥350 |
1,09 |
1,18 |
1,3 |
1,43 |
1,73 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.