Резьбовые соединения: Методическое пособие по самостоятельному выполнению студентами расчетно-графических работ, страница 16

Так как мы нашли все составляющие формулы межосевого расстояния то определяем

Вычисленное межосевое расстояние  мм округляем в большую сторону до стандартного (согласно стандартного ряда см. стр. 33 [1]).  мм.

Стандартный ряд межосевых расстояний :

Расчётные значения  для нестандартных редукторов округляют в большую сторону по ряду Ra 40: ... 80, 85, 90, 100, 105, 110, 120, 125, 130, дальше через 10 до 250 и через 20 до 420 ., мм

7.1.2 Определяем предварительно модуль зубчатой передачи, мм:

Модуль передачи

значение модуля передачи округляют в большую сторону до стандартного значения из ряда чисел (предпочтительно из первого ряда см. стр. 33 [1])

Стандартный ряд модулей:

ряд 1 – 1,   1,5   2,5   3    4     5    6     8   10    12     16   20

ряд 2 -  1,25  1,375   1,75   2,25   2,75    3,5    4,5     5,5     7    9    11  (СТ СЭВ 310-76)

Принимаем модуль

7.1.3   Определяем суммарное  число зубьев:

, где  - минимальный угол наклона зубьев (косозубых колес),  для прямозубых колес .  Тогда суммарное количество зубьев прямозубой зубчатой пары 

т.е. .

7.1.4 Определяем число зубьев шестерни и колеса.

, где  - для прямозубой шестерни,  тогда

,

Возьмем в первом приближении число зубьев прямозубой шестерни на тихоходном валу  .

Число зубьев прямозубого колеса на промежуточном валу зубч. пары №3 ,           

Находим в первом приближении число зубьев колеса

7.1.5 Определяем фактическое передаточное число   и его отклонение от заданного

, для  отклонение передаточного числа равно:    

Так как  5,3%>2,5%  рекомендуемого максимума отклонений для  и 4%  для  , то в формуле определения количества зубьев в шестерне округлим дробное число зубьев 21,8 до 21. То есть, принимаем число зубьев прямозубой шестерни на тихоходном валу  . Тогда  число зубьев колеса

Опять выполним проверку :

,

0,26%<2,5%  рекомендуемого максимума отклонений для  

Поэтому окончательно принимаем   и    .

7.1.6  Определяем основные геометрические параметры передачи (прямозубой зубчатой пары шестерня – колесо №3), мм:

- делительный диаметр шестерни 

- делительный диаметр колеса

проверим этот диаметр по формуле (стр. 33 [1])

- диаметр впадин зубьев шестерни

- диаметр впадин зубьев колеса

- диаметр вершин зубьев шестерни

- диаметр вершин зубьев колеса

- ширина венца зуба колеса

- ширина венца зуба шестерни  (стр. 33 [1])

7.1.7.  Определение сил в зубчатом зацеплении (пара зубьев №3 на рис. 2.18)

- определяем окружную силу  на колесе

- определяем радиальную силу

где  угол профиля зуба.

7.1.8 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям  (прямозубая зубч. пара №3)

расчетное контактное  напряжение в зубьях колеса:

, где

 - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач .

 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями в прямозубой паре (стр. 37 [1]). (для косозубой пары ).

 - коэффициент динамической нагрузки, который принимают:

- для прямозубых колес:  при твердости НВ < 350     

                                                                               НВ > 350       

-  для косозубых и шевронных колёс:

                                        при твердости НВ <350       

                                                               НВ > 350        

Примечание: данные взяты из „Розрахунок і проектування приводів суднових механізмів” ВВ Алексієнко …., Миколаїв 2008р.

Окончательно принимаем  - коэффициент динамической нагрузки для прямозубых колёс с НВ < 350 для материала шестерни и колеса.

 - коэффициент концентрации нагрузки, см. таблицу 11 в п. 7.1.1 настоящего пособия.

мм – делительный диаметр прямозубой шестерни.

                       

Неравенство выполняется ,    расчет правильный.

7.1.9 Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба (прямозубая цилиндрическая зубчатая пара №3)

Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса

, где

- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (стр. 36 [1]).

Допустимые значения окружных скоростей для передач разной степени точности.                                                                                                             

Таблица 12.

Степень точности

Допустимая окружная скорость  V, м/с

Прямозубые

Косозубые

цилиндрические

конические

цилиндрические

конические

6

До 15

До 12

До 30

До 20

7

До 10

До 8

До 15

До 10

8

До 6

До 4

До 10

До 7

9

До 2

До 1,5

До 4

До 3

Выбор коэффициента                                                                                                            Таблица 13

Размещение колёс относительно опор

Коэффициент  

Твёрдость зубъев, НВ

Коэффициент  

0,2

0,4

0,6

0,8

1,2

Косольне, опоры - шарикоподшипники

<350

1,16

1,37

1,64

-

-

≥350

1,33

1,7

-

-

-

Косольное, опоры - роликоподшипники

<350

1,1

1,22

1,38

1,57

-

≥350

1,2

1,44

1,71

-

-

Симметричное

<350

1,01

1,03

1,05

1,07

1,14

≥350

1,02

1,04

1,08

1,14

1,3

Несимметричное

<350

1,05

1,1

1,17

1,25

1,42

≥350

1,09

1,18

1,3

1,43

1,73