Число циклов
,
соответствующее пределу выносливости, выбирают, в зависимости от
твердости материала, по графику (см. стр. 29 [1]).
- для шестерни
циклов
- для колеса
циклов
Так как и для шестерни и для колеса
,
,
то коэффициенты долговечности равны
и
.
б) Из таблицы 10 [1] (первая строка) определяем предел контактной выносливости по формуле
для шестерни и колеса:
- для шестерни 
- для колеса 
в)
- коэффициент безопасности, выбираем из таблицы 10 [1],
смотри строку для стали 45.
-
для стали 40Х.
г) Определяем допускаемые контактные напряжения на поверхности зубьев шестерни и колеса:
- для шестерни
МПа
- для колеса
МПа
Так как
, т.е. разность
твердостей материалов шестерни и колеса незначительная, то цилиндрическую зубчатую передачу рассчитываем на прочность
по меньшему значению допускаемых контактных напряжений ![]()
6.1.2 Определение допускаемых напряжений изгиба для зубьев:
шестерни
и колеса
при расчете на
усталость:
,
где
а) Коэффициент долговечности
в
общем случае определяется формулой:
, где
число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу
выносливости материала обоих колес (для всех видов стали, см.
стр. 32 [1]) .
- наработка (циклов изгиба) за весь срок службы колеса,
причем при постоянном нагружении
,
где
n– частота вращения того из колес, по материалу которого определяется допускаемое напряжение, с – число зацеплений зуба за один оборот колеса (с – равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым), Lh – расчетный срок службы механизма.
при переменных режимах нагрузки
,
где
- вращающие моменты,
которые учитывают при расчете на усталость;
- максимальный из моментов,
учитываемый при расчете на усталость.
В нашем случае определяем наработку за весь срок службы шестерни и колеса по формуле:
- для шестерни
циклов,
- для колеса:
циклов, что
соответствует при постоянном режиме эквивалентному
(расчетному) числу циклов напряжений
найденному нами ранее (см.
стр. 39 ).
Так как и для шестерни и для
колеса
,
,
то
коэффициенты долговечности
и
.
б) Определение (допускаемого) предела
напряжений изгиба
.
Согласно первой строки таблицы 10 [1], стр.40
.
- для шестерни 
- для колеса 
в) Коэффициент безопасности
, причем меньшие значения берем при
цементации и закалке, а большие при нормализации, улучшении, закалке,
азотировании ТВЧ (см. таблицу 10 [1]).
Для принятых нами сталей он общий, поэтому
принимаем
.
г) Определение коэффициента,
учитывающего влияние двустороннего приложения нагрузки
. Причем
-
при односторонней нагрузке, и
при реверсивной
нагрузке.
В нашем случае нагрузка нереверсивная,
поэтому
.
д) И, наконец, т.к. нам уже известны все составляющие, определяем
окончательно допускаемые напряжения изгиба при
расчете на усталость по формуле:
,
- для шестерни 
- для колеса 
6.2. Для второй зубчатой пары (прямозубая пара зубьев №3 по кинематической схеме привода см. рис. 2.18) принимаем те же материалы шестерни (сталь 40Х) и зубчатого колеса (сталь 45), что и для косозубой пары №4.
7. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
7.1 Расчет второй цилиндрической пары. (прямозубая пара зубьев №3 по кинематической схеме привода см. рис. 2.18)
Рассчитываем вторую прямозубую цилиндрическую пару, так как она более нагруженная и в основном определяющая габариты редуктора.
7.1.1 Межосевое расстояние (мм).
, где
- крутящий момент на тихоходном валу;
- передаточное число пары зубьев на тихоходном валу;
- допускаемые контактные
напряжения на поверхности зубьев колеса: выбираем меньшее значение для шестерни
и колеса, см. п. 6.1.1. г) настоящего расчета.
а)
- вспомогательный коэффициент. Для прямозубых
колес
(см. стр. 32 источник [1]);
б)
- коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния.
Принимают в зависимости от положения колес относительно опор.
В нашем случае это положение несимметричное,
поэтому, согласно таблице из источника [1] страницы 32-33 , принимаем
в пределах 0,25-0,4
|
Положение колёс относительно опор |
|
|
Симметричное |
0,4-0,5 |
|
Несимметричное |
0,25-0,4 |
|
Консольное |
0,2-0,25 |
Окончательно значения коэффициента
принимаем
из ряда стандартных:
(0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315;
0,4; 0,5; 0,63)
.
в)
- коэффициент концентрации нагрузки, принимаем
в зависимости от значения
коэффициента
ширины колеса относительно своего диаметра (см. таблицу 11 из источника
[1]) стр 43 настоящего МП.
.
Тогда коэффициент
(см. табл.11
пересечение верхней подстроки строки «несимметричное» и столбца
).
Выбор
коэффициента
Таблица
11.
|
Размещение колес относительно опор |
|
|||||
|
Твёрдость рабочей поверхности зубъев, НВ |
|
|||||
|
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,2 |
||
|
Консольное, опоры - шарикоподшипники |
|
1,8 |
1,17 |
1,28 |
- |
- |
|
|
1,22 |
1,44 |
- |
- |
- |
|
|
Консольное, опоры - роликоподшипники |
|
1,11 |
1,25 |
1,45 |
- |
- |
|
|
1,06 |
1,12 |
1,19 |
1,27 |
- |
|
|
Симметричное |
|
1,01 |
1,02 |
1,03 |
1,04 |
- |
|
|
1,01 |
1,02 |
1,03 |
1,07 |
1,16 |
|
|
Несимметричное |
|
1,03 |
1,05 |
1,07 |
1,12 |
1,19 |
|
|
1,06 |
1,12 |
1,20 |
1,29 |
1,48 |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.