Число циклов , соответствующее пределу выносливости, выбирают, в зависимости от твердости материала, по графику (см. стр. 29 [1]).
- для шестерни циклов
- для колеса циклов
Так как и для шестерни и для колеса , , то коэффициенты долговечности равны и .
б) Из таблицы 10 [1] (первая строка) определяем предел контактной выносливости по формуле для шестерни и колеса:
- для шестерни
- для колеса
в) - коэффициент безопасности, выбираем из таблицы 10 [1], смотри строку для стали 45. - для стали 40Х.
г) Определяем допускаемые контактные напряжения на поверхности зубьев шестерни и колеса:
- для шестерни МПа
- для колеса МПа
Так как , т.е. разность твердостей материалов шестерни и колеса незначительная, то цилиндрическую зубчатую передачу рассчитываем на прочность по меньшему значению допускаемых контактных напряжений
6.1.2 Определение допускаемых напряжений изгиба для зубьев:
шестерни и колеса при расчете на усталость:
, где
а) Коэффициент долговечности в общем случае определяется формулой: , где
число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости материала обоих колес (для всех видов стали, см. стр. 32 [1]) .
- наработка (циклов изгиба) за весь срок службы колеса,
причем при постоянном нагружении , где
n– частота вращения того из колес, по материалу которого определяется допускаемое напряжение, с – число зацеплений зуба за один оборот колеса (с – равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым), Lh – расчетный срок службы механизма.
при переменных режимах нагрузки , где
- вращающие моменты, которые учитывают при расчете на усталость;
- максимальный из моментов, учитываемый при расчете на усталость.
В нашем случае определяем наработку за весь срок службы шестерни и колеса по формуле:
- для шестерни циклов,
- для колеса: циклов, что соответствует при постоянном режиме эквивалентному (расчетному) числу циклов напряжений
найденному нами ранее (см. стр. 39 ).
Так как и для шестерни и для колеса , , то
коэффициенты долговечности и .
б) Определение (допускаемого) предела напряжений изгиба .
Согласно первой строки таблицы 10 [1], стр.40 .
- для шестерни
- для колеса
в) Коэффициент безопасности , причем меньшие значения берем при цементации и закалке, а большие при нормализации, улучшении, закалке, азотировании ТВЧ (см. таблицу 10 [1]).
Для принятых нами сталей он общий, поэтому принимаем .
г) Определение коэффициента, учитывающего влияние двустороннего приложения нагрузки . Причем - при односторонней нагрузке, и при реверсивной нагрузке.
В нашем случае нагрузка нереверсивная, поэтому .
д) И, наконец, т.к. нам уже известны все составляющие, определяем окончательно допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость по формуле: ,
- для шестерни
- для колеса
6.2. Для второй зубчатой пары (прямозубая пара зубьев №3 по кинематической схеме привода см. рис. 2.18) принимаем те же материалы шестерни (сталь 40Х) и зубчатого колеса (сталь 45), что и для косозубой пары №4.
7. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
7.1 Расчет второй цилиндрической пары. (прямозубая пара зубьев №3 по кинематической схеме привода см. рис. 2.18)
Рассчитываем вторую прямозубую цилиндрическую пару, так как она более нагруженная и в основном определяющая габариты редуктора.
7.1.1 Межосевое расстояние (мм). , где
- крутящий момент на тихоходном валу;
- передаточное число пары зубьев на тихоходном валу;
- допускаемые контактные напряжения на поверхности зубьев колеса: выбираем меньшее значение для шестерни и колеса, см. п. 6.1.1. г) настоящего расчета.
а) - вспомогательный коэффициент. Для прямозубых колес (см. стр. 32 источник [1]);
б) - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния. Принимают в зависимости от положения колес относительно опор.
В нашем случае это положение несимметричное, поэтому, согласно таблице из источника [1] страницы 32-33 , принимаем в пределах 0,25-0,4
Положение колёс относительно опор |
|
Симметричное |
0,4-0,5 |
Несимметричное |
0,25-0,4 |
Консольное |
0,2-0,25 |
Окончательно значения коэффициента принимаем из ряда стандартных:
(0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63) .
в) - коэффициент концентрации нагрузки, принимаем в зависимости от значения коэффициента ширины колеса относительно своего диаметра (см. таблицу 11 из источника [1]) стр 43 настоящего МП.
.
Тогда коэффициент (см. табл.11 пересечение верхней подстроки строки «несимметричное» и столбца ).
Выбор коэффициента Таблица 11.
Размещение колес относительно опор |
||||||
Твёрдость рабочей поверхности зубъев, НВ |
||||||
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,2 |
||
Консольное, опоры - шарикоподшипники |
350 |
1,8 |
1,17 |
1,28 |
- |
- |
350 |
1,22 |
1,44 |
- |
- |
- |
|
Консольное, опоры - роликоподшипники |
350 |
1,11 |
1,25 |
1,45 |
- |
- |
350 |
1,06 |
1,12 |
1,19 |
1,27 |
- |
|
Симметричное |
350 |
1,01 |
1,02 |
1,03 |
1,04 |
- |
350 |
1,01 |
1,02 |
1,03 |
1,07 |
1,16 |
|
Несимметричное |
350 |
1,03 |
1,05 |
1,07 |
1,12 |
1,19 |
350 |
1,06 |
1,12 |
1,20 |
1,29 |
1,48 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.