Значение коэффициента формы зуба для внешнего зацепления.
Таблица 14
Коэффициент смещения инструмента Х |
|||||||
Z или ZV |
- 0.4 |
- 0.25 |
- 0.16 |
0 |
0.16 |
0.25 |
0.4 |
16 |
4.28 |
4.02 |
3.78 |
3.54 |
|||
20 |
4.40 |
4.07 |
3.83 |
3.64 |
3.50 |
||
25 |
4.30 |
4.13 |
3.90 |
3.72 |
3.62 |
3.47 |
|
40 |
4.02 |
3.88 |
3.84 |
3.70 |
3.61 |
3.57 |
3.48 |
60 |
3.78 |
3.71 |
3.68 |
3.62 |
3.57 |
3.54 |
3.50 |
80 |
3.7 |
3.66 |
3.63 |
3.61 |
3.55 |
3.55 |
3.51 |
100 |
3.66 |
3.62 |
3.61 |
3.61 |
3.56 |
3.56 |
3.55 |
180 |
3.62 |
3.62 |
3.62 |
3.62 |
3.59 |
3.58 |
3.56 |
3.63 |
3.63 |
3.63 |
3.63 |
3.63 |
3.63 |
3.63 |
Степень точности передачи определяем по таблице 12 [1] в зависимости от окружной скорости колеса тихоходной пары: , где сек-1 угловая скорость тихоходного вала, сопряженного с грузовым барабаном. мм, делительный диаметр зубчатого колеса, насаженного на тихоходный вал. Тогда окружная скорость колеса м/с. При окружной скорости меньше 2 м/с, согласно таблицы 12, степень точности передачи 9.
- коэффициент динамической нагрузки определяем согласно стр. 36 [1] (строка для прямозубых колес с твердостью ). см п. 7.1.8 настоящего пособия.
- принимают по табл. 11 п. 7.1.1;
- этот коэффициент определяется коэффициентом , расположением опор вала относительно колеса (несимметричное) и твердостью зубьев () . В пункте 7.1.1 б) настоящего расчета коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния равен .
- коэффициент формы зуба колеса. Определяется по таблице 14[1] (стр. 57 настоящего расчёта) в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса . для прямозубого колеса . Коэффициент смещения режущего инструмента принимаем .
Тогда .
- коэффициент вычисляем по формуле - для косозубых колес. Для прямозубого колеса , поэтому .
- окружная сила на зубе колеса , (п.7.1.7)
- ширина венца зуба колеса , (п.7.1.6)
- модуль зубчатой пары , (п.7.1.2).
Расчетное напряжение изгиба в зубе колеса (на тихоходном грузовом валу) равно
Неравенство соблюдается – значит расчетные напряжения изгиба в пределах допускаемых.
7.2 Расчет быстроходной цилиндрической косозубой зубчатой пары (пара №4)
В кинематической схеме на рис. 2.18 эта зубчатая пара изображена под № 4.
Ввиду того, что по заданию редуктор должен быть с соосными быстроходным и тихоходным валами, то расчет ведем исходя из равенства: мм
7.2.1 Определим предварительно основные размеры колеса, мм:
Определяем коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния . Согласно таблицы в п 7.1.1б) (стр 53 настоящего расчёта) колесо расположено крайне несимметрично. Поэтому, руководствуемся строкой 2 (несимметричное расположение колеса на валу) и крайним значением столбца 2 этой строки (0,25…0,4), получаем
- Тогда ширина зубчатого венца колеса равна: ,
- Модуль зубчатой пары
Значения модуля округляем до стандартного в большую сторону, предпочтительно из первого ряда таблицы стандартных значений модулей (п. 7.1.2 настоящего расчёта): .
7.2.2 Определим угол наклона и суммарное число зубьев косозубой цилиндрической пары.
- минимальный угол наклона зубьев косозубого цилиндрического колеса:
- суммарное число зубьев этой пары:
Полученное значение округляем до ближайшего меньшего целого числа, т.е. . Определяем действительное значение угла наклона зуба:
7.2.3 Определяем число зубьев шестерни и колеса косозубой цилиндрической пары (№4).
- определяем число зубьев шестерни , где передаточное число косозубой зубчатой пары перехода с быстроходного вала на промежуточный (пара №4 по кинематической схеме рис. 2.18), суммарное число зубьев пары №4. Тогда:
число зубъев косозубой шестерни
Чтобы знать в какую сторону мы сможем округлить расчетное число зубьев, определим минимально допустимое значение зубьев для косозубых шестерен:
Отсюда следует, что может быть или
- определяем число зубьев колеса для обоих случаев:
или
7.2.4 Определяем фактическое передаточное число и его отклонение от расчетного
при этом должно быть целым и расхождение между номинальным и полученным передаточным числом не должно превышать 2,5% при и 4% при
и
и
Из указанных сравнений мы видим, что при отклонение от не превышает допуска в 4% (фактически 0,36%).
Поэтому окончательно выбираем и
7.2.5 Определяем основные геометрические параметры зубчатой косозубой цилиндрической передачи (№4).
- определим делительный диаметр шестерни
- определяем делительный диаметр колеса
- определяем диаметры впадин зубьев:
шестерни
колеса
- определяем диаметры вершин зубьев:
шестерни
колеса
- определяем ширину венца зубьев:
колеса (из пункта 7.2.1 настоящего расчета )
шестерни
7.2.6 Определяем силы в косозубом зацеплении (№4 по кинематической схеме).
Согласно этой силовой схемы определим следущие силы:
- находим окружную силу в месте контакта зубьев шестерни и колеса , где крутящий момент на промежуточном валу (на который насажено зубчатое колесо). - делительный диаметр зубчатого колеса (пара №4 рис. 2.18).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.