Резьбовые соединения: Методическое пособие по самостоятельному выполнению студентами расчетно-графических работ, страница 17

Значение коэффициента формы зуба  для внешнего зацепления.

            Таблица 14

Коэффициент смещения инструмента Х

Z или ZV

- 0.4

- 0.25

- 0.16

0

0.16

0.25

0.4

16

4.28

4.02

3.78

3.54

20

4.40

4.07

3.83

3.64

3.50

25

4.30

4.13

3.90

3.72

3.62

3.47

40

4.02

3.88

3.84

3.70

3.61

3.57

3.48

60

3.78

3.71

3.68

3.62

3.57

3.54

3.50

80

3.7

3.66

3.63

3.61

3.55

3.55

3.51

100

3.66

3.62

3.61

3.61

3.56

3.56

3.55

180

3.62

3.62

3.62

3.62

3.59

3.58

3.56

3.63

3.63

3.63

3.63

3.63

3.63

3.63

Степень точности передачи определяем по таблице 12 [1] в зависимости от окружной скорости колеса тихоходной пары: , где  сек-1 угловая скорость тихоходного вала, сопряженного с грузовым барабаном.  мм, делительный диаметр зубчатого колеса, насаженного на тихоходный вал. Тогда окружная скорость колеса м/с. При окружной скорости меньше 2 м/с, согласно таблицы 12, степень точности передачи  9.

 - коэффициент динамической нагрузки определяем согласно стр. 36 [1] (строка для прямозубых колес с твердостью ). см п. 7.1.8  настоящего пособия.

 - принимают по табл. 11 п. 7.1.1;

- этот коэффициент определяется коэффициентом , расположением опор вала относительно колеса (несимметричное) и твердостью зубьев () . В пункте 7.1.1 б)  настоящего расчета коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния  равен .

 - коэффициент формы зуба колеса. Определяется  по таблице 14[1] (стр. 57 настоящего расчёта) в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса . для прямозубого колеса . Коэффициент смещения режущего инструмента принимаем

Тогда .

 - коэффициент вычисляем по формуле  - для косозубых колес. Для прямозубого колеса , поэтому .

- окружная сила на зубе колеса , (п.7.1.7)

- ширина венца зуба колеса , (п.7.1.6)

- модуль зубчатой пары ,    (п.7.1.2).

Расчетное напряжение изгиба в зубе колеса (на тихоходном грузовом валу) равно

Неравенство соблюдается – значит расчетные напряжения изгиба в пределах допускаемых.

7.2  Расчет быстроходной цилиндрической косозубой  зубчатой пары (пара №4)

В кинематической схеме на рис. 2.18 эта зубчатая пара изображена под № 4.

            Ввиду того, что по заданию редуктор должен быть  с соосными быстроходным и тихоходным валами, то расчет ведем исходя из равенства: мм

7.2.1  Определим предварительно основные размеры колеса, мм:

            Определяем коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния  . Согласно таблицы в п 7.1.1б) (стр 53 настоящего расчёта) колесо расположено крайне несимметрично. Поэтому, руководствуемся строкой 2 (несимметричное расположение колеса на валу) и крайним значением столбца 2 этой строки (0,25…0,4), получаем

- Тогда ширина зубчатого венца колеса равна: ,

- Модуль зубчатой пары  

Значения модуля округляем до стандартного в большую сторону, предпочтительно из первого ряда таблицы стандартных значений модулей (п. 7.1.2 настоящего расчёта): .

7.2.2  Определим угол наклона и суммарное число зубьев косозубой цилиндрической пары.

- минимальный угол наклона зубьев косозубого цилиндрического колеса:

- суммарное число зубьев этой пары:

            Полученное значение  округляем до ближайшего меньшего целого числа, т.е. .             Определяем действительное значение угла наклона зуба:

7.2.3 Определяем число зубьев шестерни и колеса косозубой цилиндрической пары (№4).

- определяем число зубьев шестерни , где  передаточное число косозубой зубчатой пары перехода с быстроходного вала на промежуточный (пара №4 по кинематической схеме рис. 2.18),  суммарное число зубьев пары №4. Тогда:

число зубъев косозубой шестерни  

Чтобы знать в какую сторону мы сможем округлить расчетное число зубьев, определим минимально допустимое значение зубьев для косозубых шестерен:

Отсюда следует, что может быть  или

- определяем число зубьев колеса для обоих случаев:

  или      

7.2.4  Определяем фактическое передаточное число  и его отклонение от расчетного

при этом  должно быть целым и расхождение между номинальным  и полученным передаточным числом  не должно превышать 2,5% при  и 4% при

  и 

   и   

Из указанных сравнений  мы видим, что при отклонение от            не превышает допуска в 4% (фактически 0,36%).

            Поэтому окончательно выбираем   и

7.2.5 Определяем основные геометрические параметры зубчатой косозубой цилиндрической передачи  (№4).

- определим делительный диаметр шестерни

- определяем делительный диаметр колеса

- определяем диаметры впадин зубьев:

шестерни

колеса      

- определяем диаметры вершин зубьев:

шестерни 

колеса        

- определяем ширину венца  зубьев:

колеса (из пункта 7.2.1 настоящего расчета )

шестерни

7.2.6  Определяем силы в косозубом зацеплении (№4 по кинематической схеме).

Согласно этой силовой схемы определим следущие силы:

- находим окружную силу в месте контакта зубьев шестерни и колеса , где   крутящий момент на промежуточном валу (на который насажено зубчатое колесо).   - делительный диаметр зубчатого колеса (пара №4 рис. 2.18).