Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 3

Существует устойчивая зависимость между планировочной структурой городов и потреблением энергии на городском транспорте (потребление топлива на душу населения). Сравнение потребления топлива на душу населения в городах (определяемое по данным о количестве продаж бензина на городских АЗС), является одним из показателей качества планирования землепользования и размещения генераторов транспортных потоков.

Вывод: Землепользование - самый мощный инструмент сдерживания объемов дорожного движения, но, к сожалению, этот инструмент требует своевременного применения и его возможности ограничены там, где планировочная структура уже сформировались.

4.3.3 Специализация отдельных связей в масштабе улично-дорожной сети по функциональному назначению (иерархия дорог)

Улично-дорожная сеть

Существуют четыре основные геометрические схемы улично-дорожной сети городов (Рис.13):

1.  Радиальная

2.  Радиально-кольцевая

3.  Прямоугольная

4.  Прямоугольно-диагональная.


 


Рис.13      Основные геометрические схемы улично-дорожной сети 

(1) Радиальная схема типична для старых городов и исторических центров. Недостаток – перегруженность центра транзитным движением и затрудненность сообщений между периферийными районами. Устранение недостатка достигается при помощи строительства кольцевых дорог для перевода радиальной схемы в радиально-кольцевую.

(2) Радиально-кольцевая схема может иметь замкнутое кольцо (кольцевая дорога) или разомкнутое кольцо (обход). При дальнейшем увеличении объемов дорожного движения, с целью снижения транспортной перегруженности в расширяющейся центральной части улично-дорожной города, могут вводиться новые замкнутые или разомкнутые кольца большего диаметра.

(3) Прямоугольная схема характерна для населенных пунктов более поздней застройки. Ярко выраженный центр отсутствует, транспортные потоки распределяются более равномерно на улично-дорожной сети. Недостаток – затруднена связь между периферийными районами. Устранение недостатка достигается при  помощи строительства диагональных магистралей, связывающих наиболее удаленные точки сети с целью перевода прямоугольной схемы в прямоугольно-диагональную (4). Прямоугольная схема может иметь разновидности, определяемые особенностями местности. Например, город расположенный вдоль реки или берега моря может иметь прямоугольно-линейную (ленточную схему).

Схема улично-дорожной сети города может быть комбинированной из нескольких типов, что обусловлено различными принципами планирования, которые применялись в разные периоды истории города. Схема улично-дорожной сети также может быть свободной, не имея четко определенных геометрических характеристик, если город формируется как совокупность изолированных функциональных зон, связанных дорогами.

Классификация дорог в составе улично-дорожной сети

Классификация дорог в составе улично-дорожной сети может иметь четыре разновидности, соответствуя:

1.  Административной принадлежности

2.  Функциональному назначению

3.  Техническим характеристикам

4.  Смешанным функционально-техническим характеристикам.

Улично-дорожная сеть любого города должна обслуживать все виды транспортной активности: грузовое движение, движение общественного транспорта и легкового транспорта, а также, велосипедное и пешеходное движение (так называемое, «легкое движение»). Различные виды транспортного движения, в свою очередь, требуют специализированных инфраструктур в рамках улично-дорожной сети.

Пример: Инфраструктура для обслуживания грузового движения требует: дорог усиленной конструкции с соответствующими геометрическими характеристиками (большие радиусы кривых, учитывающие длину автопоездов); грузовых терминалов.