Дорожная пошлина является платой за пользование дорогой (тариф). Собранные средства направляются на развитие дорог и совершенствование услуг для дорожных пользователей. Если величина дорожной пошлины дифференцируется по времени (увеличивается в пиковые периоды и снижается, или вообще отменяется на межпиковые периоды), то пошлина становится инструментом регулирования транспортного поведения пользователей. Перегруженность, а следовательно уровень ДТП и воздействие на окружающую среду снижаются за счет того, что пиковый спрос пользователей перераспределяется:
В результате такого перераспределения, предупреждаются дорожные заторы, плавность движения транспортных потоков на улично-дорожной сети улучшается, увеличивается скорость сообщения, общая среднесуточная производительность перегруженных дорог возрастает, оставаясь в рамках их проектной пропускной способности, уменьшается физический износ дороги. Отпадает необходимость в дорогостоящем физическом расширении сети дорог сообщества за счет строительства дополнительных полос движения или дополнительных дорожных связей и объектов (См.гл. 4.2.1).
Улучшение плавности движения снижает потери времени и транспортные издержки для всех пользователей, уменьшается риск ДТП и стресс для окружающей среды.
Преимущество: Система пошлин способна регулировать транспортное поведение пользователей на конкретных перегруженных участках улично-дорожной сети и перераспределять объемы движения. Система пошлин справедлива по отношению ко всем группам населения.
Недостаток: Введение пошлин - затратное мероприятие из-за необходимости содержания самой системы сбора платежей (сбор наличных денег или купонов, обслуживание автоматов, внедрение и содержание систем электронного сбора пошлин). Практика использования пошлинных схем показывает, что введение пошлин становится экономически обоснованным при интенсивности движения свыше 14-16 тыс. автомобилей в сутки.
Несмотря на результативность данного экономического инструмента необходимыми условиями для введения пошлин являются:
ü Обеспечение «права свободного выбора» для пользователей т.е., для пошлинной дороги обязательно наличие альтернативы (другого бесплатного маршрута, маршрута общественного транспорта);
ü Наличие механизма реализации этого права (обустройство интермодальных пунктов и «перехватывающих» стоянок, где пользователь может оставить свой автомобиль и пересесть на общественный транспорт);
ü Отсутствие дискриминации в вопросе обеспечения мобильности для всех членов сообщества (например, для инвалидов), что требует обязательной адаптации для пользования инвалидами: всех видов общественного транспорта (ширина дверей, пониженный уровень пола, подъемники); всех остановок общественного транспорта и пассажирских терминалов (туалеты, заездные пандусы, совмещенный уровень посадочных платформ и пола подвижного состава, лифты); всех подходов к остановкам общественного транспорта (хорошее состояние покрытия, звуковая сигнализация пешеходных переходов, опущенный поребрик тротуара при выезде на пешеходный переход) и т.д.
Вывод: Введение того или иного инструмента требует наличия правовой основы, индивидуального подхода для каждого сообщества и, обязательной оценки последствий на долгосрочную перспективу, поскольку, наряду с преимуществами, каждый из инструментов регулирования имеет недостатки, которые могут иметь далеко идущие последствия.
Однако, несмотря на сложность пошлинных схем, именно они, особенно с развитием средств телематики, будут находить все большее применение. Поскольку, наряду со свойствами регулирования транспортного поведение населения и перераспределения объемов движения, пошлина способна обеспечить справедливый принцип: экономические издержки общества от негативного воздействия дорожного движения, должны адресоваться и оплачиваться теми, кто эти издержки вызывает.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.