Исходные данные приведены на рис. 3.11.
1. Определение грузоподъемности стержня.
 ,           
                            (3.19)
,           
                            (3.19)
где  – коэффициент понижения
основного допускаемого напряжения.
 – коэффициент понижения
основного допускаемого напряжения.
Коэффициент  зависит от
 зависит от  , то есть
, то есть  .
Гибкость вычисляется по формуле
.
Гибкость вычисляется по формуле
 ,                                                  
(3.20)
,                                                  
(3.20)
где
- μ - коэффициент приведения длины стержня,
- 
 ‑ минимальный радиус
инерции поперечного сечения стержня
 ‑ минимальный радиус
инерции поперечного сечения стержня
 определяется
по сортаменту "Балки двутавровые" (Приложение 1). Для заданного
номера двутавра № 36 в сортаменте находим
 определяется
по сортаменту "Балки двутавровые" (Приложение 1). Для заданного
номера двутавра № 36 в сортаменте находим  ,
,  , следовательно
, следовательно  . При шарнирном опирании стержня
коэффициент приведения длины
. При шарнирном опирании стержня
коэффициент приведения длины  .
.Гибкость стержня  .
.
| а) | |||||
| 
 | 
 | 
 | 
 | ||
| 
 | 
 | 
 | 
 | ||
| б) | |||||
| 
 | 
 | 
 | |||
| 
 | 
 | 
 | |||
| Рис.3.10 | |||||
| 
 | 
| Рис.3.11 | 
По таблице коэффициента продольного изгиба (Приложение 3) для  и стали марки Ст. 4, 3, 2
определяется значение коэффициента
 и стали марки Ст. 4, 3, 2
определяется значение коэффициента  понижения
основного допускаемого напряжения. В таблице зависимости
 понижения
основного допускаемого напряжения. В таблице зависимости  от
 от  значения
гибкости кратны 10. Поэтому, из таблицы берутся два ближайших к найденному
значения гибкости
 значения
гибкости кратны 10. Поэтому, из таблицы берутся два ближайших к найденному
значения гибкости  и соответствующие им два
значения
 и соответствующие им два
значения  :
:
 ,
,   
 ,
,    .
.
Для
определения искомого значения коэффициента  выполняется
линейная интерполяция:
 выполняется
линейная интерполяция:

Величина допускаемой нагрузки на устойчивость

где
- 
 см2 ‑ площадь
поперечного сечения двутавра № 36 (берется по сортаменту).
 см2 ‑ площадь
поперечного сечения двутавра № 36 (берется по сортаменту).
2. Подбор рационального поперечного сечения стержня.
Рациональным
поперечным сечением является сечение, у которого главные моменты инерции
одинаковые  . У стандартных прокатных профилей
моменты инерции
. У стандартных прокатных профилей
моменты инерции  и
 и  значительно
отличаются (например, для двутавра I № 36
 значительно
отличаются (например, для двутавра I № 36  ,
,  ).
В расчетах на устойчивость используется минимальный момент инерции
).
В расчетах на устойчивость используется минимальный момент инерции  . Максимальный момент инерции
. Максимальный момент инерции  , не используемый в расчетах на
устойчивость, косвенно свидетельствует о наличии перерасхода материала.
, не используемый в расчетах на
устойчивость, косвенно свидетельствует о наличии перерасхода материала.
Рациональное
поперечное сечение может быть сконструировано с помощью двух одинаковых
прокатных профилей. (рис. 3.11,б). Варьируя значение величины а (или с),
можно для любого номера швеллера добиться выполнения условия   . Момент инерции
. Момент инерции  двух швеллеров равен
 двух швеллеров равен  (
 ( -
осевой момент инерции швеллера, определяется по номеру швеллера).
 -
осевой момент инерции швеллера, определяется по номеру швеллера).
При подборе
рационального поперечного сечения стержня, определенная ранее величина
допускаемой нагрузки  , принимается в качестве
исходной
, принимается в качестве
исходной
Формула (3.19) переписывается в виде
 (3.21)
                                                   
(3.21)
В правую
часть формулы (3.21) входит коэффициент  , который
зависит от площади
, который
зависит от площади  , так как
, так как  , а
, а  .
Такие уравнения решаются методом последовательных приближений.
.
Такие уравнения решаются методом последовательных приближений.
На
первом шаге назначается среднее значение коэффициента  . Подстановка
. Подстановка  в
формулу (3.21) дает величину требуемой площади поперечного сечения
 в
формулу (3.21) дает величину требуемой площади поперечного сечения  .
. 
Площадь
одного швеллера 
По сортаменту
"Швеллеры" (Приложение 2) по величине  подбирается
номер прокатного профиля, площадь поперечного сечения которого
 подбирается
номер прокатного профиля, площадь поперечного сечения которого  , это швеллер [ № 27 (
, это швеллер [ № 27 ( ,
,  ).
).
Осевые моменты инерции
рационального поперечного сечения одинаковые  .
Вычисляется минимальный радиус инерции рационального сечения
.
Вычисляется минимальный радиус инерции рационального сечения 

Определяется гибкость стержня

По таблице
"Коэффициент продольного изгиба  " (Приложение
3) для
" (Приложение
3) для  и материала Ст. 4, 3, 2
находится
 и материала Ст. 4, 3, 2
находится  . Допускаемые напряжения на
устойчивость
. Допускаемые напряжения на
устойчивость  .
.

Эти напряжения сравниваются с  . Недонапряжение составляет
. Недонапряжение составляет

Необходимо продолжить подбор.
В начале второго шага приближения выбираем
 ,
,
затем из (3.21) определяем площадь, выбираем швеллер,
определяем гибкость стержня, определяем  ,
вычисляем
,
вычисляем  и
 и  ,
проверяем выполнение условия
,
проверяем выполнение условия
 .
.
Если оно верно, то подбор сечения закончен, если нет – необходимо переходить к следующему шагу приближения, который выполняется аналогично.
В данном примере необходимо
сделать четыре шага приближения. В результате выбираем швеллер № 16   ( ,
, ).
В этом случае
).
В этом случае




Перенапряжение
 . Так как величина перенапряжения
составляет менее
. Так как величина перенапряжения
составляет менее  , то расчет можно считать
выполненным.
, то расчет можно считать
выполненным.
Таким образом, выбрано рациональное сечение стержня в виде двух швеллеров № 16.
За счет
рационального проектирования поперечного сечения стержня достигнут
экономический эффект, который может быть оценен путем сравнения начальной
площади  поперечного сечения и конечной
 поперечного сечения и конечной  :
:

Для определения линейного размера c (рис. 3.11, б) составляется выражение осевого момента инерции рационального сечения стержня относительно оси y

Так как
 ,
,
то
 ,
, 
 .
.Таким образом, выполнены расчет и проектирование рационального поперечного сечения центрально сжатого стержня.
4. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
4.1. Лабораторная работа №5. "Определение реакции лишней связи в статически неопределимой балке"
Цель опыта: сравнение теоретической и опытной величин реакции лишней связи.
Постановка опыта.
| 
 | 
| Рис.4.1 | 
Методика проведения опыта.
После ознакомления с опытной
установкой в журнал наблюдений записываются величины l,
c, P. Фиксируется
начальный отсчет  прибора (рис.4.1). К балке
прикладывается груз P заданной величины. Под
действием груза P происходит искривление оси
балки, что приводит к изменению показания прибора. С помощью коромысла к балке
прикладывается второй груз Q. Варьированием
величины груза Q можно изменять показания прибора.
В опыте требуется подобрать такую величину
 прибора (рис.4.1). К балке
прикладывается груз P заданной величины. Под
действием груза P происходит искривление оси
балки, что приводит к изменению показания прибора. С помощью коромысла к балке
прикладывается второй груз Q. Варьированием
величины груза Q можно изменять показания прибора.
В опыте требуется подобрать такую величину  груза,
при котором прибор будет показывать начальный отсчет
 груза,
при котором прибор будет показывать начальный отсчет  .
Найденное значение
.
Найденное значение  соответствует искомой
величине реакции лишней связи.
 соответствует искомой
величине реакции лишней связи.
Теоретический расчет.
Реакция  лишней
связи определяется из канонического уравнения метода сил
 лишней
связи определяется из канонического уравнения метода сил 

Коэффициенты  и
 и  определяются
по формуле Симпсона
 определяются
по формуле Симпсона


Ординаты определяются с помощью грузовой и единичной эпюр изгибающего момента (рис.4.2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.