Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. Функции и принципы журналистики. Толкования функции – роли, задачи, предназначение журналистики. Доминирующая функция определяет очень многое в материале: жанр, стиль изложения, объем и т.д.

Функции: Информирующая (коммуникативная): базовая функция СМИ, практически никогда не практикуется в чистом виде и всегда обрастает другими функциями, выступает как первооснова, стержень, на которые крепятся все остальные функции (ибо если материал «не информирует» - то о чем он?). Идеологическая: СМИ определяет взгляд человека на вещи, задает базовые мировоззренческие концепты, скажи мне какое СМИ ты используешь для получения информации, и я скажу кто ты; СМИ формирует картину мира и повестку дня – о чем думать, что обсуждать; СМИ главный инициатор феномена «общественного мнения» как некоего фантома, о котором все знает, но который «в чистом виде» никто не наблюдал; Непосредственно-организаторская: четвертая власть – убеждающее консультативный характер, нет юридических полномочий (судебное расследование журналиста не является основанием для ареста), но как ходатай – да; примеры: снятие лица с должности, улучшение ситуации на местах; тесно связано с компетентностью, любая ситуация рассматривается не в узкоспециальном, а в социальном контексте. Культуроформирующая (образовательная): погружение массового сознания в «культурный контекст» – достояние предыдущих и ныне действующих поколений; социализаторский характер, образовательная жилка, развивающее начало; духовное развитие масс; разнообразие культурных пластов – художественная культура, физкультура, культура этикета, языка, историческая культура. Рекламно-справочная: как продолжение культуроформирующей, ее более «приземленное» звено – садоводство, рыбалка, автомобили и пр. Рекреационная (гедонистическая, развлекательная, релаксирующая): снять напряжение, усталость, иногда – отрешиться от мира сего; незримо присутствует в каждом произведении, всепроникающая функция, ибо без нее невозможно в полной мере реализовать все предыдущие функции – материал должен легко читаться. Примеры преимущественно рекреативных форм – кроссворды, анекдоты – но и здесь есть другие функции: анекдот тоже формирует картину мира, а кроссворды работают на культуроформирующую функцию.

Система принципов, одно вытекает из другого, смазанные границы, принципы не абсолютны, применимы не ко всем типам СМИ и жанрам журналистики; нельзя абсолютизировать принцип – верность принципов или верность принципам? Опять же две крайности – беспринципность или догматическая принципиальность в ущерб жизненной правде или журналистскому делу. Иной вариант – несформированность позиции – недостаток принципиальности. Принципы: Партийности: журналист всегда (вольно или невольно) защищает чьи-то интересы, интересы какой-то социальной группы, части общества. Объективности (правдивости): один из самых «заезженных» принципов, разные толкования, факты первого порядка (сам видел-слышал и документировал), факты второго порядка (информация из других рук, надо проверить, исходя из обязанностей журналиста), факты третьего порядка (фактоиды и фактики, важна осторожность и ссылка на предположительный характер сообщения); разделение мнений и фактов; два нежелательных полюса – субъективизм и крайний объективизм (полное отсутствие к-л комментариев); мнений всегда больше чем одно, на сколько хватит журналиста?, тем более что выводы тогда придется делать читателю, а это уже качественная пресса; важно: русская журналистика традиционно была  более оценочной, чем западная;  Народности: СМИ – голос нации, своего рода «депутат», ходатайствующий о проблемах населения, предлагающие варианты решений, нащупывающий почву для законопроектов – недаром же «четвертая власть». Плюс: трибуна, посредник между властью и обществом, освещение акций непосредственной демократии (митинг, референдум) Массовости: не склоняться к элитарности, обращаться ко всей нации, наиболее уместен для массовых многотиражных изданий, не совсем подходит специализированным изданиям; важна обратная связь, привлечение читателей к разнообразным формам сотрудничества со СМИ (конкурсы, народный корреспондент на ОТВ-Прим, обращения по телефону) Патриотизма: две крайности – ультрапатриотизм (ура-патриотизм, шовинизм, как следствие – мессианизм; примеры – Германия, Япония, Россия после распада СССР) и космополитизм (в утрированном смысле – где хорошо платят, там и родина и т.д.). Проблемы: должен ли патриотизм распространяться на правительство своей страны? Где границы патриотизма? Пограничные принципы: интернационализации, национальной гордости. Все в меру, тщательный поиск золотой середины.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
356 Kb
Скачали:
0