Программа курса «Основы журналистики. Проблематика газетных выступлений» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цель курса: выявить обще и специфическое в освещении различных сфер жизни общества; своеобразие журналистской работы над проблематикой разного типа, общие черты и особенности в организации и планировании отраслевых отделов.
В ходе работы над курсом рассматриваются особенности современной информационно-пропагандистской работы, выступления правительственной печати и оппозиционной, проблемы научно-технического прогресса, вопросы экологии, совершенствования системы народного образования и профессиональной подготовки в системе высшей и средней школы, вопросы развития культуры, литературы и искусства, проблемы быта и семьи, нравственные проблемы.
Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Введение в журналистику», «Газетные жанры», «Теория публицистики» и др. и опирается на их содержание.
По завершению обучения студент должен:
— овладеть системой знаний по проблематике газетных выступлений;
— иметь представление о работе того или иного отдела редакции;
— знать основные закономерности того или иного редакционного подразделения.
1. Работа идеологического отдела (2 часа).
Общая характеристика идеологической ситуации в современном российском обществе на данном этапе. Сравнительная характеристика коммунистической идеологии и идеологии демократического общества. Приобретения. Потери. Роль СМИ в пропаганде, идеологической работе в коммунистическом и демократическом обществе. Газеты правительственные. Газеты оппозиционные.
Направления работы современного идеологического отдела, формы, жанры.
2. Научная проблематика на страницах СМИ (2 часа).
Общая характеристика состояния науки в современном российском обществе сравнительная характеристика постановки научной проблематики в коммунистической печати и в демократической.
Современные тенденции в пропаганде научной проблематики (развал общества — развал науки; оккультные науки и др.).
Направления работы отдела науки, формы, жанры.
3. Проблемы средней и высшей школы на страницах СМИ (1 час).
Общая характеристика состояния средней и высшей школы в российском обществе. Сравнительная характеристика постановки проблематики средней и высшей школы в коммунистической пропаганде и в демократической. Приобретения. Издержки. Опыт. Новые формы.
Основные направления работы отдела средней и высшей школы, профессиональных газет (формы, жанры).
4. Культурная проблематика на страницах газет (2 часа).
Общая характеристика состояния культуры в российском обществе. Исторический аспект культурной проблематики. Сравнительная характеристика постановки культурной проблематики в коммунистической пропаганде и в современной — демократической. Приобретения. Потери. Опыт. Новые формы.
Основные направления работы отдела культуры в демократическом обществе (формы, жанры).
5. Проблемы быта на страницах газет (1 час).
Общая характеристика состояния бытовой культуры в современном демократическом обществе. Творчество ведущего журналиста этой темы А. З. Рубинова. Бытовая проблематика в 70–90-е годы.
Основное направление бытовой проблематики на современном этапе.
6. Проблемы литературы и искусства на страницах газет (1 час).
Общая характеристика состояния проблематики по вопросам литературы и искусства.
Постановка критико-библиографической работы в коммунистической пропаганде.
Освещение литературы и искусства в 70–80–90-е годы. Приобретения. Потери. Тенденции. Основные направления работы отдела литературы и искусства (формы, жанры, специфика работы с авторами).
7. Нравственная проблематика на страницах прессы (1 час).
Проблемы нравственности в современном обществе. Общая характеристика. Главенствующее положение данной темы на страницах современных изданий.
Специфика освещения нравственной проблематики в конце 80-х, в 90-е годы.
Основные направления реализации нравственной проблематики в СМИ. Формы, жанры.
1. Идеологическая проблематика в СМИ.
2. Вопросы науки и техники в СМИ.
3. Проблемы средней и высшей школы.
4. Культурная проблематика в СМИ.
5. Проблемы быта в СМИ.
6. Литература и искусство в СМИ.
7. Нравственные проблемы в СМИ.
1. Знакомство с периодическими изданиями по изученной проблематике.
2. Ведение студентом различных досье, подборок газетных материалов, записок, заметок о прочитанном, составление коллекции лучших заголовков.
1. Общая характеристика работы идеологического отдела. Конкретные примеры из журналистской практики.
2. Общая характеристика работы отдела науки и техники. Экологическая проблематика. Конкретные примеры из журналистской практики. Творчество В. Орлова, В. Пескова.
3. Общая характеристика работы отдела средней и высшей школы, специальных изданий. Конкретные примеры из журналистской практики.
4. Культурная проблематика в СМИ. Примеры газетных публикаций.
5. Бытовая проблематика в СМИ, общая характеристика. Творчество А. З. Рубцова. примеры газетных публикаций.
6. Вопросы литературы и искусства на страницах газет. Общие тенденции, закономерности. Творчество ведущих критиков. Примеры газетных публикаций.
1. Бельчиков Н. Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. — М., 1975, с. 188–197. (10 экз.)
2. Волков Г. Социология науки. — М., 1968. (5 экз.)
3. Горохов В. М. Критика и библиография в газете. — М., 1970. (10 экз.)
4. Горький о науке. Сб. — М., 1964. (3 экз.)
5. Данин Д. Неизбежность странного мира. — М., 1966. (5 экз.)
6. Калашникова Л. И. проблемы культуры и быта в газете. — М., 1977. (10 экз.)
7. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. — М., 1978. (10 экз.)
8. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. — М., 1956. (1 экз.)
9. Наука и журналист. Сборник статей. — М., 1970. (10 экз.)
10. Орлова Э. Н. Газета и эстетическое воспитание. — М., 1973. (10 экз.)
11. Проблематика газетных выступлений. — М., 1975. (5 экз.)
12. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973. (5 экз.)
13. Ученова В. В. Популяризация науки в периодической печати. — М., 1968. (10 экз.)
1. Учебно-методические пособия. — М.: Издательство МГУ, 1977.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.