Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 7

Фейербах. Антропологический материализм. Природа и человек – единственная реальность. Человек – часть природы. Идеальное – продукт человеческого сознания. Вечность природы. Внешний мир – разнообразное проявление материи. Бог – иллюзия, созданная человеком. Религиозное отчуждение человека. Религия – проявление человеческого бессилия. Любовь к Богу – символ утешения. Любовь человека к человеку – подлинная любовь, как способность человека видеть в другом человеке высшую ценность.

Литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986, Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. М.,1989, История диалектики: немецкая классическая философия. М., 1979, Хрестоматия по философии. Ростов – на – Дону, 1997, Введение в философию.  /Под ред. Фролова И.Т./ М., 2004, История философии в кратком изложении. М., 1991, Крапивинский С.Э. Общий курс философии. Волгоград 2001. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т.,3. СПб. 1994.

Тема 8

Философия марксизма

1.  Родовая сущность человека.

2.  Проблема отчуждения личности.

3.  Формационная концепция.

4.  Учение о коммунизме.

Методические указания

Марксизм. Родовая сущность человека раскрывается в совместной деятельности. История человечества – история его промышленности /Маркс/. Экономическая форма отчуждения в условиях частнокапиталистического производства и распределения. Ликвидировать отчуждение – ликвидировать капитализм, частную собственность. Буржуазный мир – мир чистогана. Развитие от капитализма к капитализму – логика развития человеческой истории. Формационная концепция. Формация – система социальных явлений, функционирующая на основе конкретного производства. Меняется способ производства – меняются формации: родовая – рабовладельческая  - феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Исторический материализм. Человеческая история – естественный процесс смены общественно – экономических формаций. Диалектическое "снятие"  менее совершенной системы  системой более совершенной – философия Гегеля. Необходимость.

Учение о коммунизме. Критика "казарменного коммунизма". По Марксу, коммунизм это не состояние и не идеал – это движение, которое ликвидирует все условия, ограничивающие гармоническое развитие человека. В частности, ликвидируются условия экономической формы отчуждения при капитализме. Маркс рассматривал исторический процесс – как гуманизацию природы /очеловечивание/ и натурализацию человека /развитие естественных природных качеств/. Актуальность проблемы несомненна.

Пролетарский мессианизм. Пролетариат как материальная сила. Диктатура пролетариата – средство ликвидации всякой диктатуры. Бесклассовое общество – общество без государства.

Литература

Маркс К. Экономически – философские рукописи 1844 года Маркс Е., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42, Энгельс Ф. Анти - Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20., Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986, Введение в философию.  /Под ред. Фролова И.Т./ М.,2004. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т.,3. СПБ 1994.Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. М.,2002, Философия.Учебник для вузов под. Ред. Губина и др. М., 2001.

Тема 9

Русская философия XIX – начало XX вв

1.  Киевский и московский периоды в развитии философии.

2.  Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

3.  Идея социализма в социально-политической мысли России.

4.  Идея гуманизма в русской религиозной философии.

Методические указания

Киевский период. Духовные ценности православия. Обычаи и традиции славянства. Их сопоставление. Проблема человека.

Московский период. Философия светской власти. Москва – третий Рим. Этацентризм – государство над человеком: крепостничество…