Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 4

Историзм. Христианская философия впервые обосновала динамический характер человеческой истории. История как процесс от начала через настоящее к будущему. Новый завет. Откровение Иоанна Богослова.

Литература

Спиркин А.Г. Философия. М.,1999, Радугин А.А. Философия. М.,2001,

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001, Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991, Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М., 1989, Мень А. История религии. Т.1. М.,1991, Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990, Философский энциклопедический словарь. М.,1989, Введение в философию.  / под ред. Фролова И.Т./ М., 2004,

Тема 4

Философия эпохи Возрождения

1. Антропологический характер философии эпохи Возрождения.

2. Натурфилософия и диалектика /Н. Кузанский /.

3. Философия политики /Н. Макиавелли/.

4. Реформация церкви /М. Лютер/.

5. Первые социальные утопии/Т. Мор, Н. Кампанелла/.

Методические указания

Эпоха характеризуется антропоцентризмом. Человек в центре внимания. В античном мире человек выразил себя через призму Пантеона Олимпийских богов. В 16 в. человеческая тема возрождена непосредственно. Освобождение от церковной зависимости /секуляризация/, от сословно – корпоративной принадлежности. Формирование человека эстетического – взамен средневекового человека этического. Высшая ценность личности – ее индивидуальные качества: воля, мужество, таланты, способности. Философия индивидуализма ярко выражена в различных жанрах искусства – в живописи /Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи. Микеланджело…/, в литературе /Данте, Петрарка…/. Эпоха дала выдающихся архитекторов, скульпторов.

Философия природы. Пантеизм. Николай Кузанский – дальнейшее развитие диалектики. Обратил внимание на то, что Бог и его творение – едины. Максимум и минимум совпадают – противоположности сходятся. Таким образом, Вселенная едина. Единая вселенная бесконечна. Но в таком случае во Вселенной не может быть центральной точки. Этим учением был нанесен удар по антропоэгоцентризму. Человек, опираясь на библейские версии о сотворении мира и человека, привык чувствовать себя в середине мироздания. Он эгоистичен по отношению к другим тварям. Эта философия привела к гелиоцентрической системе Коперника. Геоцентрическая система Птолемея оказалась несостоятельной. Дж. Бруно выдвинул концепцию множественности миров подобных нашему в большой Вселенной.

Реформация церкви. Протестантизм. Начало в Германии – Северный гуманизм. Основоположник – М.Лютер/1517г./. Протестантизм выступил против посредника /церкви/ между Богом и человеком. Вера в Бога – личное дело каждого человека. Бог живет в душе человека. Вместо веры по принуждению – вера по убеждению /Маркс/. Начало борьбы за права и свобода человека в Европе. Персоноцентризм – исходный принцип этой борьбы.

Политическое направление философии. Макиавеллизм в политике. Николо Макиавелли внес в политику принцип иезуитов: "цель оправдывает средства". Означает исключение из политики моральных принципов. Народ, власть, государство. Практические последствия макиавеллизма, актуальность.

Утопически – социалистическое направление философии. Томас Мор – автор "Утопии". Впервые наиболее последовательно высказана мысль о социальной справедливости на основе общественной собственности. Утопия как синоним несбыточной мечты. Исходное начало в развитии социалистических учений. Принцип распределения в обществе равных возможностей /Т.Кампанелла/. Регуляция жизни государственной властью.

Литература

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т.,3. СПБ. 1994, Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.  СПб. 1991, Соколов В.В. Европейская философия ХУ – XYII вв. Учебное пособие. М.,1984, Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М., 1997, Философский энциклопедический словарь. М., 1989, Введение в философию. /Под ред. Фролова И.Т./ М., 2004, История философии в кратком изложении. М., 1991.