Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 5

Тема 5

Философия эпохи Нового времени./17в./

1.  Характеристика эпохи. Философия и естествознание.

2.  Проблема познания. Эмпирический метод. Индукция /Ф.Бекон/

3.  Проблема познания. Рационалистический метод. Дедукция /Р. Декарт/.

4.  Учение о субстанции /Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/.

5.  Социология /общественный договор, собственность, права и свободы/.

Методические указания

Начало торгово-промышленного капитализма. Англия – колыбель современного капитализма. Массовое производство товара на массовую продажу. Меркантильное отношение к природе. Природа – сырьевой придаток промышленного производства. Начало экологической проблемы. Производство как стимулятор научного знания. Ф. Бэкон – наиболее видный выразитель нового мировоззрения. Знание – сила. Эмпирический метод познания: практика и научная истина. Индукция, неполная индукция. Субъективные заблуждения в процессе познания – идолы: рода – на основе врожденных заблуждений; пещеры – на основе субъективного самоограничения; рынка – на основе общепринятых мнений; тетра – на основе пристрастия к авторитетам. Абстрагирование от призраков – заблуждений.

Рационалистический метод познания. Автор – Р. Декарт. Познавать – означает быть человеком: "я мыслю, следовательно, я существую". Стало быть, я имею врожденные способности к образованию понятий. Дедукция – направление мыслей от общих понятий к единичным выводам. Дедуктивный метод предполагает: 1) допущение только достоверного знания; 2) расчленение объекта на элементы; 3) движение от известного к неизвестному; 4) строгое соблюдение логической цепи исследования.

Учение о субстанции. Субстанция – все в самом себе: полная самоидентичность. Декарт – автор дуализма: учение о независимых субстанциях. Материальная субстанция обладает общим свойством – протяжением. Духовная обладает свойством мышления. Модусы – свойства этих субстанций. Высшая субстанция – Бог. Он координирует взаимоотношения духовной и материальной субстанций. Спиноза – автор  учения о единой субстанции: Природа – Бог. Независимость этой субстанции. Единичные вещи – модусы единой субстанции. Они находятся в причинной зависимости от единой субстанции. Лейбниц. Монадология. Весь мир – множество субстанций. Монада это не вещественное существование – это непрерывно меняющееся состояние. Виды монад: монады минералов - "голые монады"; монады животных – ощущают; монады человека – мыслят; высшая монада – Бог. Качества монады: стремление, влечение, восприятие, представление. Чем выше монада – тем большая степень разума и свободы.

Социология. Общественный договор на основе человеческой природы – естественной конкуренции. Необходимость передачи своих прав третейскому судье – государству /Гоббс/. Гоббс ставит государство над человеком. Руссо, наоборот, считает, что люди имеют право на замену власти, если она не обеспечивает, права, свободы и безопасность граждан. Собственность. Человек способный создавать материальные и духовные ценности имеет естественное право на частную собственность. Кодекс Наполеона. Частная собственность священна и неприкосновенна. 

Литература

Введение в философию: учебное пособие для вузов (авт. Колл. Фролов И.Т. и др.). М., 2004, Карпенко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2004, Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М.,1987, Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.М.,1984, Нарскин И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.,1974, Философский энциклопедический словарь. М.,1989, История философии в кратком изложении. М., 1991, Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т., 3. СПБ 1994.

Тема 6

Философия эпохи Просвещения /XVIIXVIII вв./

1. Культ человеческого разума.

2. Проблема миропонимания. Сенсуализм /Д.Локк/.

3. Философия природы. Саморазвитие материи.

4. Человек и общество. Роль социальной среды. Разумный эгоизм.

Методические указания