Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 2

Введение в философию: Авт. колл. Фролов И.Т. и др. М.,2004, Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова М., 2001 г.; Философия. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко М., 2002; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Мамардашвилли М. К. Как я понимаю философию М., 1992; Вольф Р.П. О философии. М.,1996; Мир философии: Книга для чтения. В 2-х  ч. М.,1991;Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991; Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.,1998; Джантиле Дж. Введение в философию СПб. 2000; Хайдеггер М. Что такое – философия? (Вопросы философии. 1993, №8) Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Учебник. Вол.2001.

Тема 2

Античная философия

1.  Онтология – учение о бытии.

2.  Гносеология – учение о познании.

3.  Этика – учение о нравственности.

4.  Социология – учение об обществе /государстве/.

5.  Диалектика – учение о развитии.

Методические указания

Античная эпоха характеризуется космоцентризмом – космос в центре внимания. Попытка древних греков понять суть бытия – мироздания. Так была обозначена проблема субстанционализма. Субстанция – первооснова всего существующего. Представители Милетской школы в качестве субстанции называли: воду /Фалес/, воздух/Анаксимен/, апейрон /Анаксимандр/. Пифагорейская школа обозначила гармонию чисел. Гераклит назвал огонь. Демокрит – автор атомистской концепции. Атом – неделимая  частица. Атомистская концепция легла в основу европейского естествознания. Элейская школа обозначала дихотомию – разделение бытия на две части.  Бытие вечное и неизменное. Бытие множимое, изменяющеяся. Главные представители этой школы – Парменид, Зенон. Платон – родоначальник объективного идеализма разделил мир на две части: мир вечный идей/неизменный/ и мир как отражение вечных идей /изменяющийся/ - наш мир. Платон дал первое определение материи. Материя – нечто неопределенное, но как потенциальная возможность существования конкретных вещей. Аристотель добавил к этому определению принцип системообразования – форму.

Проблема познания мира. Элейская школа: познается неизменный мир – мир по истине. В этом мире вещи и понятия вещей тождественны. Мир изменяющийся - наш мир непознаваем. Апории Зенона. У Платона нечто подобное. Аристотель рассматривал возможность познания нашего мира в системе родовидовых отношений. Так была создана формальная логика – силлогистика. Сократ выдвинул проблему самопознания. Софисты обозначили относительную суть нашего познания. Мир, таков  - каким он воспринимается. Начало субъективного идеализма. Человек – мера всех вещей /Парменид/.

Этика. В переводе – поступок. Этика – философская наука о морали. Античная философия выделила моральность в качестве специфически отличной характеристики человека. Человек – сущность моральность. Первые кодексы – гедонизм, эвдемонизм. Сократ – родоначальник рационалистической этики. У Аристотеля моральность, свобода и ответственность взаимосвязаны. Киники – философская школа, представители которой моральность связывали с асоциальностью. Представители философской школы стоиков моральность человека связывали с его независимостью и самосовершенствованием. Человек моральный – он мудрый, достигший бесстрастия /апатии/,/автаркии/самодостаточности/. Эпикурейская школа моральную вменяемость связывала с интеллектуальной работой разума /Эпикур/.

Государство. Первая классическая структура государства была обоснована Платоном. Он создал ее исходя из нравственной природы человека. Люди близкие к идее блага – совершенству – образуют высший слой общества – элиту способную управлять. Люди, у которых преобладает вожделеющая сторона души – примитивные потребности – образуют низший слой общества/чернь/. Промежуточный слой в этой структуре занимает каста воинов – люди, у которых преобладает аффективная сторона души – воля, мужество. По Платону, люди в государстве должны безропотно принимать свою судьбу. Общественные интересы выше личных пристрастий.