Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 3

Диалектика. Гераклит – родоначальник античной диалектики. Слово диалектика переводится как искусство спора. Истины определялись в процессе дискуссий. Гераклит впервые обратил внимание на противоречивый характер развития нашего мира. Эту противоречивость Гераклит выразил в известных словосочетаниях: Жизнь есть смерть, прекрасное есть безобразное, доброе есть зло… Гераклит  - автор закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон определяет источник диалектического развития мира. Мы до сих пор повторяем известные тезисы Гераклита: "Все течет и все изменяется". "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". В наше время диалектика понимается как учение о развитии, связи и взаимообусловленности всех вещей и явлений нашего мира.

Литература

Введение в философию: Авт. колл. Фролов И.Т. и др. М., 2004, Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова М., 2001 г.; Философия. Учебник под. ред. В.Н. Лавриненко М., 2002; Асмус  А.Ф. Античная философия. М., 1999; Джованни Реале и Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность. СПб.,1994, Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь справочник. М.,1997; Гайденко П. Я. История греческой философии в ее связи с наукой. СПб. 2000; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986; Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989; История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996-1999; 1998; Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (Начало греческой философии). М., 1990, Чанышев А.Н.  Начало философии. М., 1982.

Тема 3

Философия эпохи Средневековья

1.  Основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

2.  Западная патристика. Учение Аврелия Августина.

3.  Схоластика и ее проблемы.  Учение Фомы Аквинского.

Методические указания

Эпоха Средневековья характеризуется теоцентризмом. Бог в центре внимания. Время обоснования христианской догматики в Европе. Отцы – основатели христианской церкви поставили веру выше разума. Вера в Бога стремление к совершенству. Стремление к совершенству – гарантия сохранения, развития человеческого в человеке. Верить, чтобы знать – знаковая особенность человека, его отличие от животных. В рамках этой логики известный тезис Тертуллиана – абсурдно, но верую – правомерен.

Религиозная христианская вера основана на библейских версиях. Таким образом, традиционализм религиозной философии христианства заключается в обращении к Библии, как божественному откровению. Библия – Священное Писание. Истина библейских версий непререкаема. Символ христианской веры основан на фундаменте библейских текстов.

Схоластика. Схоластика как искусство словопрения. Средствами этого искусства создавались основные догмы христианства. Примером является многолетняя дискуссия между реализмом и номинализмом. Реализм. От слова – понятие. Реалисты доказывали, что бог, прежде, чем создать мир и человека, имел понятие, проект тварности. Таким образом, понятие стоит впереди вещи. Номиналисты, наоборот, утверждали, что вещь тварная стоит впереди понятия. Люди, изучая творение Бога, сами создают понятия о вещах. Номиналисты стимулировали развитие естествознания в Европе. Объектом дискуссии могли быть и самые невероятные темы… Фома Аквинский – представитель поздней схоластики. Вера и разум в его творчестве. Пять доказательств бытия бога в философии Аквинского.

Креационизм – сотворение мира и человека из ничего актом божественной воли. В начале было Слово…и Слово было – Бог. Если Природа и Человек – божественная тварь, то в данном случае напрашивается такая логика: Природа и Человек не имеют собственных закономерностей развития. Перед нами проблема провидении. Провидение – божественное предопределение. В частности, человеческая судьба фатально, роковым образом предопределена. Оппоненты /атеисты/ утверждают, что в таком случае человек не отвечает за свое моральное поведение: добрый он или злой – все зависит от воли бога. Чтобы избавить Бога от обвинений такого рода была выдвинута концепция – Свобода воли. В частности, Августин Блаженный отметил, что Бог создал человека, но наделил его возможностью выбирать свои мысли, чувства и действия. В качестве руководящего правила, Бог дал человеку нравственный закон. Декалог – десять моральных заповедей. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Христианин – нравственный, этический человек. Он сам создает себя как личность своим отношением к религии и церкви. За жизнь – праведную или неправедную – человека ждет божественное воздаяние в загробном мире.