Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 18

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990; Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993; Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1995; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера М.,2002; Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994; Момджян К.Х. Введение в социальную философию М., 1996;  Очерки социальной философии. М., 1994; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1991; Введение  в философию. Учебное пособие. Под ред. Фролова И.Т. и др. М., 2004

ТЕМА 29

Природа и общество

1.  Антропосоциогенез.

2.  Географическая среда.

3.  Экологическая проблема. Учение о Ноосфере.

Методические указания

Природа в земном смысле – среда возможного обитания человека. Составные части земной природы – литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Дать краткую характеристику. Антропосоциогенез – выделение человека из животной стадности. Труд, мышление, язык, социальность – как отличительные черты человеческой популяции. Как результат – антропогенное влияние на природу (земную). Географическая среда – очеловеченная природа. Биосфера и биотехносфера. Главная проблема антропогенного влияния – противоречивый характер единого общественно – природного процесса. Как следствие – экологическая проблема. Сущность и негативные последствия современной НТР. Проблема социальной экологии – речь идет о био – социальной защите современного человека в сложившихся условиях. Учение о Ноосфере – оптимизация проблемы /В.И. Вернадский).

Демографическая проблема. Теория Мальтуса в современном  мире – сущность, состояние, возможные варианты решения. Возможно уместное использование статистического материала.

Литература

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990; Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993; Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1995; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера М.,2002; Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994; Момджян К.Х. Введение в социальную философию М., 1996;  Очерки социальной философии. М., 1994; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1991; Панарин А.С. Философия истории:  М., 1999; Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т.13; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Желунов Ю.Д. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию. М., 1995.Новая постиндустриальная волна на Западе.-М.,1999;ИноземцевВ.Л.Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.- М.,2000; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. Введение  в философию. Учебное пособие. Под ред. Фролова И.Т. и др. М., 2004

ТЕМА 30

Философская антропология

1.  Природа человека и его сущность.

2.  Понятия: индивид, личность, индивидуальность.

3.  Судьба человека в современную эпоху.

Методические указания

Человек – часть природы. Специфика родовой сущности человека. Различные концепции сущности человека. В качестве примера: человек – божественная тварь со всеми атрибутами божественного провидения; человек – это человек разумный со всеми отличительными чертами своей популяции; человек – это человек созидающий, способный к целеполагающему изменению мира; человек – это человек трагический, жертва собственной цивилизации; человек – это человек самосоздающий себя (экзистенциализм) и др. Следует различать понятия: Индивид – представитель человеческого рода вне всякой зависимости от физического и психического развития; личность – продукт социального развития, обладающий способностью к самосознанию и ответственности; индивидуальность – человек, обладающий специфическими чертами, свойствами отличными от свойств другого человека… Человек современной эпохи – эпохи научно – технического прогресса. Трагический характер этой эпохи заключается в тотальной попытки унификации человека – превращение его в обезличенную массу. Негативная роль средств массовых коммуникаций в этом дегуманизирующем процессе.