Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 16

Модернизм в искусстве. Позитивные и негативные моменты. Искусство может существовать в различных формах, но цель единая – Гуманизация.

Литература

Буткевич  О. В. Красота, природа, сущность, формы. М., 1983, Безклубенко С. Д. Природа искусства. М., 1989, Введение в философию. Учебное пособие под ред. Фролова И.Т. и др. М., 2004, Спиркин А. Г. Философия. Учебное пособие для вузов. М., 2002,  Гуревич П.С.Философия. Учебник для вузов М., 2003. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000

ТЕМА 25

Религиозное сознание

1.  Понятие религии.

2.  Социальные, познавательные, психологические элементы веры.

3.  Религиозная вера как потребность в нравственном совершенствовании.

Методические указания

Религия. Смысл и происхождение этого понятия. Религиозное сознание – отражение в нашем сознании представлений о сверхестественных силах. Бог как персонификация этих сил. Мировые религии – христианство, буддизм, ислам. Религиозная вера – направленность нашей психики на признание сверхестественных сил. Феномен веры – результат стремления человека к совершенству. В этой связи, неистребимый характер религиозной веры. Атеизм – упрощенное представление о религиозном сознании. Религиозное сознание возникло и существует в силу следующих причин: 1) Обращение к Богу возникло там и тогда, где и когда человек не мог и не может понять какие – то явления, как природного, так и социального характера; 2) обращение к богу определяется стремление человека к нравственному идеалу – Бог как высший моральный авторитет; 3) вера  в Бога в качестве следствия психологических особенностей человека.

Человек склонен обращаться к Богу в экстремальных жизненных ситуациях /болезнь, одиночество, старость, предательство…/. Иначе говоря, человека обращается за содействием  сверхестественным силам постольку, поскольку он человек. Достоевский сказал в этой связи, что убить Бога означает убить в себе человека. В конечном счете, человек может не верить в персонального Бога, но в определенных условиях ему приходится обращаться к высшей справедливости и т.п.

Литература

Основы религиоведения. М., 1998. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов 2000, Введение в философию. Учебное пособие для вузов. Под ред. Фролова И.Т. и др.  М., 2004, Спиркин А. Г.Философия. Учебное пособие. М., 2004. Гуревич П.С.Философия. Учебник для вузов М., 2003.

ТЕМА 26

Познание

1. Проблема познания в философии

2. Чувственное и рациональное познание. Их единство.

3. Проблема истины и философии.

Методические указания

Познание – целеполагающее отражение мира в голове человека. Две основные позиции по вопросу познания: 1) представители гностицизма верят в познающие возможности человека; 2) агностики признают лишь ограниченные возможности человека в этом вопросе. Чувственное познание. Основные элементы: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание. Основные элементы: понятие, суждение, умозаключение. Дать определение , проиллюстрировать. Единство чувственного и рационального познания. Учение об истине. Истина – более или менее адекватное отражение действительности в нашем сознании. Объективность истины – независимость от субъективной воли. Конкретность истины – соответствие знаний возможностям эпохи. Относительность истины – неполнота знаний и необходимость их дополнения. Абсолютность истины: 1) истина как достоверный факт; 2) истина – как возможность всепознания. Проиллюстрировать на примерах. Практика – преобразующая деятельность людей. Функции практики: практика – критерий истины, основа познания, цель познания, результат познания.

Литература