Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 15

Литература

Введение в философию.  /Под ред. Фролова И. Т./ М., 2004

Философия. /Под ред. Лавриненко В.Н./ Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов 2000, Спиркин А.Г. Учебное пособие. М., 2002, Гуревич П.С.Философия. Учебник для вузов М., 2003

ТЕМА 23

Моральное сознание

1. Понятие, происхождение, сущность морали.

2. Исторические типы морали.

3. Этика – важнейший духовный фактор современной эпохи.

Методические указания

Моральное сознание – отражение в нашем сознании представлений о добре и зле, справедливости, совести. Мораль – система общепринятых правил поведения. Нравственность – однозначное понятие. Этика – философская наука о морали. Этикет – система жестко принятых правил поведения. Мораль или нравственность санкционируется общественным мнением. Для сравнения, право санкционируется авторитетом власти. Обычаи и традиции – табуированная форма регуляции человеческих отношений. Поступки, Нравы. Поступок – действие, затрагивающее чьи – то интересы. Нравы  - распространенные формы поступков. Поведение в целом – нравственные отношения оцениваются в нашем сознании этическими категориями: добро и зло, справедливость, совесть, честь, достоинство, долг.

Исторические типы морали определяются спецификой человеческих отношение в каждую эпоху. В свою очередь, каждая эпоха отличается спецификой групповых, классовых интересов. В этой связи, мораль каждой исторической эпохи несет на себе печать этих интересов. Общечеловеческие моральные императивы зафиксированы в мировых религиях.

Актуальность этики не вызывает сомнений в нашу эпоху. Наоборот, в связи с девальвацией моральных ценностей человечество столкнулось с проблемой в оценке собственного будущего. Как стало очевидно, научно – технический прогресс не гарантирует благополучный исход нашей истории. Наше благополучие определяется состоянием этики.

Литература

Лукашова Е.А. Право, мораль, личность. М., 1988. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000, Введение в философию. Учебное пособие. Под ред. Фролова И.Т. и др. М.,2004, Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие.  М., 2004, Философия Учебное пособие для вузов Ермакова Е.Е.. М., 2000. Гуревич П.С.Философия. Учебник для вузов М., 2003

ТЕМА 24

Эстетическое сознание

1.  Художественный образ – специфическая форма отражение мира.

2.  Роль искусства в современном мире.

3.  Функции искусства.

Методические указания

Эстетическое сознание – отражение в нашем сознании представлений и чувств о прекрасном. Эстетика – наука о прекрасном и /безобразном/. Наши представления и чувства о прекрасном выражаются через художественный образ. Художественный образ – это средства выражения наших представлений другими средствами – словами, звуками, красками, формами… Художественные образы представлены различными жанрами искусства – литература, музыка, скульптура, архитектура, живопись… Можно проиллюстрировать конкретными примерами. В отличие от научной истины художественный образ – специфическая форма отражения мира в нашем сознании. Наличие этой формы свидетельствует о способности человеческой психики к стремлению, в отличие от других популяций, к совершенству. Человек не просто присутствует в этом мире, он стремится совершенствовать этот мир в силу своих врожденных склонностей.

Исторически представления о прекрасном менялись вместе с изменением эпох. Эстетическое, как и моральное, сознание отражает отношения людей, разделенных групповыми, кастовыми интересами. Например, в античном мире объектом эстетического выражения были физические и духовные качества свободных людей. Раб не мог быть объектом эстетического, как и морального восприятия. В современную эпоху эстетическое сознание отражает также неравенство социальных отношений. Есть так называемое элитарное искусство. И есть "массовая культура" – эрзац – продукция искусства для широких масс. В этой "культуре" содержится известное стремление к наживе на тиражировании порочных склонностей человека. Эрзац-культура /подделка/ - как средство дегуманизации.