Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 12

Философский энциклопедический словарь. М., 1989, Диалектическая логика. М., 1986, Алексеев В. А.,Бессонов Б.Н. Философия. Курс лекций.М., 2002 , Материалистическая диалектика. М., 1985, Введение в философию. . /Под ред. Фролова И. Т./. М., 2004, Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000

ТЕМА 17

Закон отрицания отрицания.

1.  Диалектическое отрицание – необходимое условие процесса развития.

2.  Сущность закона отрицания отрицания.

3.  Спиралевидная форма развития.

Методические указания

Универсальный закон. Определяет направление развития. Категория "отрицания" не означает ликвидацию, уничтожение. Отрицание означает переход системы из одного состояние в другое и на другом уровне. Закон отрицания отрицания наглядно выражен в гегелевской триаде. Схема триады: тезис – начальный момент развития, например почка дерева; антитезис – первое отрицание, из почки развивается цветок; синтез – второе отрицание, из цветка развивается плод. В таком ключе можно рассуждать и дальше. Таким образом, развитие нельзя загнать в прокрустово ложе гегелевской триады. Развитие, вероятно, надо рассматривать как непрерывную цепь отрицаний. Закон отрицания отрицания удобно представить графически как раскручивающуюся спираль. Каждый следующий виток означает развитие устаревшего на более высоком уровне. Это можно проиллюстрировать на смене исторических эпох, поколений людей, на смене художественных стилей в искусстве и т.д. Развитие в целом нельзя рассматривать как абсолютный прогресс или регресс. В развитии имеет место и то и другое. Что касается нашего мира, то здесь можно говорить о ведущей тенденции развития – от простого к сложному. Закон отрицания отрицания объективно не соответствует волюнтаристским концепциям социального развития. Можно вспомнить практику Пролеткульта или "культурной революции" в  Китае.

Литература

Философская энциклопедия. Материалистическая диалектика. М., 1985, Диалектическая логика. М., 1988, Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. М.,2002, Ефимов Г. М. Возникновение нового. М., 1983, Введение в философию.  /Под ред. Фролова И. Т./ М., 2004, Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000

ТЕМА 18

Категории диалектики

1.  Единство и многообразие бытия: единичное, особенное, всеобщее.

2.  Системная организация бытия: содержание и форма, часть и целое, сущность и явление.

Методические указания

Категория – единичное, особенное, всеобщее выражение единство и многообразие бытия. Единичное. Единичное есть все то, что занимает свое место в пространстве и времени. Речь идет о материальных системах и процессах. Но единичное не существует абсолютно автономно – вне связи с другими единичными. В каждом единичном – вещи или процессе – есть свойства присущие и другому единичному. Такие свойства выражаются в категории общего или всеобщего. Например, каждый человек есть единичное, то есть занимающее свое место в пространстве и времени. С другой стороны, каждому из нас присущи общие родовые свойства, которые обозначаются понятием – человечество. Эта диалектика просматривается в простейших суждениях типа - "Иван есть человек". Особенное выражение то, что присуще в качестве индивидуальных свойств.

Категории – содержание и форма, часть и целое, сущность и явление – выражают системную организацию бытия. Содержание и форма. Содержание выражается в структурной организации объекта. Все что содержательно существует должно быть выражено внешней формой. Так физиологическая сущность живых организмов выражается морфологическими признаками. Часть и целое. Целое представляет единство, каких – то элементов. Но это не механическая сумма. Целое возможно лишь в единстве разнофункциональных частей. Например, человеческий организм как целое представлен телевизор, автомобиль… Сущность и явление. Сущность – внутренне устойчивая сторона предмета. Очень часто скрытая от внешнего наблюдения. Например, сущность электричества заключается в движении электронов. Она проявляется в работе приборов, двигателей и т.д. Таким образом, сущность всегда проявляется, а явления всегда существенны.