Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 6

Просвещение. Просветители распространяли оптимистическую уверенность в том, что все проблемы социальной жизни можно решить разумно. Культ просвещения и науки. Всеобщая эйфория по этому поводу.

Просветители разделяли материалистическое мировоззрение. Исключение всякого духовного начала из природы. Природа исключительно материальна. Материя первична. Создание вторично, продукт высокоорганизованной материи. Материя самодостаточна. Источником развития материи является сама материя. Человек – часть самовыражающей материи.

Человек и социальная среда. Человек по рождению – морально нейтральное существо /ни добрый, ни злой…/. Человек таков каким его делает социальная среда. Изменить человека – стало быть, изменить социальную среду. Случай не должен быть главным условием в решении человеческих судеб. Социальная среда и просвещенная монархия. Социальная среда и революция. Разумный эгоизм – проблема личных и общественных интересов. Человек разумный – человек просвещенный.

Атеизм Просветителей. Атеизм – отрицание Бога и церкви. Необходимость религии для борьбы с порочными наклонностями простонародья. Религия как средство для распространения и охраны моральных ценностей. Вольтер: "Если бы Бога не было, его  бы надо было выдумать". Борьба с религиозными предпосылками.

Социализм – утопизм. Идея первобытно – общинного коммунизма. Источник зла – частная собственность /Мабли/. Идея насильственной революции в борьбе против собственности /Бабеф/. Идея экономического детерминизма – основа социальной жизни в промышленной организации общества /Сен – Симон/. Идея идеального /гармоничного/ общества /Фурье/ в таком обществе справедливое распределение, всеобщая трудовая обязанность, развитая экономика, высокие моральные ценности…

Литература

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М.,1981, Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М.,1983, Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в.М., 1986,       Введение в философию. /Под ред. Фролова И.Т./М.,2004, Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. М.,2002, История философии в кратком изложении. М., 1991. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т.,3. СПБ 1994.

Тема 7

Немецкая классическая философия /XVIIIXIX вв./

1.  Теория познания / И. Кант /.

2.  Система и диалектический метод в философии Гегеля.

3.  Диалектика самосознания / И. Фихте/.

4.  Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Методические указания

Теория познания И. Кант. Трансцендентальный субъект. Апостериорное знание. Априорное знание. Познавательный процесс – от чувственного восприятия к рассудку /создаются понятия/ и далее – к разуму /создаются цели познания/. "Вещь в себе". Учение о категориях /12/. Классы категорий: количество, качество, отношение, модальность. Практический разум. Категорический императив – моральный закон.

Философия Гегеля. Абсолютная идея. Отождествление бытия и мышления. Диалектика – закон развития Мирового духа и мира, как части его. Диалектическое развитие мира: тезис – антитезис – синтез. Смысл триады. Природа – инобытие абсолютной идеи. Разновидности духа: субъективный, объективный, абсолютный. Философия, религия, искусство как проявление абсолютного духа.

Фихте. Наукоучение – весь мир внутри субъективного "Я". Главная проблема "Я - концепции" – сочетание духовного и материального, мышления и бытия. Человеческое самосознание - "Я" не является исключительно врожденной данностью. "Я" формируется в постоянном контакте с "не - Я" – окружающим миром. Процесс познания – самосознания имеет направленность к "Абсолютному Я" – Богу /высшая субстанция/.