Философия. Ее сущность предназначение и основные функции. Античная философия. Философия эпохи Средневековья, страница 13

Литература

Философская энциклопедия. Материалистическая диалектика. М., 1985, Диалектическая логика. М., 1988, Алексеев П.В., Панин А.В, Диалектический материализм. М., 1987, Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного всеобщего. М., 1990, Материалистическая диалектика. М.,1985, Введение в философию. Ч.11., М., 1989, Философия. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000, Введение в философию.  /Под ред. Фролова И. Т./ М., 2004

ТЕМА 19

Категории диалектики

1.  Единство и многообразие бытия: единичное, особенное, всеобщее.

2.  Принцип детерминизма: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Методические указания

Категория – единичное, особенное, всеобщее выражение единство и многообразие бытия. Единичное. Единичное есть все то, что занимает свое место в пространстве и времени. Речь идет о материальных системах и процессах. Но единичное не существует абсолютно автономно – вне связи с другими единичными. В каждом единичном – вещи или процессе – есть свойства присущие и другому единичному. Такие свойства выражаются в категории общего или всеобщего. Например, каждый человек есть единичное, то есть занимающее свое место в пространстве и времени. С другой стороны каждому из нас присущи общие родовые свойства, которые обозначаются понятием – человечество. Эта диалектика просматривается в простейших суждениях типа – "Жучка есть собака". Особенное выражает то, что присуще в качестве индивидуальных свойств.

Категории – причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность – выражает принцип детерминизма. Причина и следствие. Причина – категория определяющая то, что вызывает к жизни какое – то явление, событие. Следствие – результат действия причины. Индетерминизм. Повод как следствие заблуждений. Необходимость и случайность. Необходимость – есть то, что в данной цепи событий имеет место всегда. Случайность – явление, событие, которое может быть или не быть. Все зависит от сопутствующих обстоятельств. Нельзя абсолютизировать эти категории. Они постоянно находятся в диалектической зависимости. Возможность и действительность. Действительность – это все, что существует в настоящее время. Возможность – потенциальная действительность. Действительность – реализованная возможность. Можно проиллюстрировать на смене поколений, например. Реальная возможность, абстрактная возможность, невозможность.

Литература

Новая философская энциклопедия. М., 2002, Введение в философию.  /Под ред. Фролова И. Т./ М., 2004, Диалектическая логика. М.,1988, Материалистическая диалектика. М., 1985, Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание мира. М., 1977, Огородников В.П. Играет ли бог в кости? /идея обусловленности/ СПб, 1991,Туленов Ж.Т. Взаимосвязь категории диалектики. М., 1986, Селиванов Ф.А., Дмитриев Е.В., Чистяков В.Г. В мире причин и следствий. М.,1991. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Кохановского В.П. Ростов. 2000

ТЕМА 20

Природа сознания. Теория отражения

1.  Понятие отражения.

2.  Отражение в неживой и живой природе.

3.  Отражение на уровне абстрактного мышления.

Методические указания

Сознание. Представления о сущности сознания: сознание как разновидность материальной субстанции /физикализм/; сознание – единственная реальность, а мир ее создание /солипсизм/; сознание – часть мирового разума /объективный идеализм/; сознание – свойство высокоорганизованной материи /материализм/. Теория отражения. Отражение одно из фундаментальных свойств материи, которое заключается в способности материальных систем оставлять взаимные следы наложения. В неживой природе отражение носит пассивный характер /зеркальное отражение/. В живой природе биологическая форма отражения отличается принципом целеполагания. Формы биологического отражения: раздражимость – целенаправленная реакция живых организмов на внешние раздражители; чувствительность – способность чувственного отражения; психическое отражение – способность моделирования поведения; сознание – способность к абстрагированию, присуща человеку. Идеальность сознания. Сознание не имеет физических свойств, но существует объективно как часть бытия. Сознание не обнаруживается материальными средствами. Интенциональность сознания – предметность сознания, сознание не может быть беспредметным. Мышление о мышлении – создание абстрактных идей – идеаторность сознания. Язык человека – его отличительная способность.