3. Принципы построения систем
частотного управления
3.1. Законы частотного управления
Под законами частотного
управления принято понимать зависимости между действующим напряжением на
статоре
и
частотой
, поддерживаемые
в установившихся режимах так, что при изменении
с целью
изменения скорости вращения магнитного поля двигателя одновременно изменяется и
.
Как известно, свойства двигателя в установившихся режимах работы можно описать с использованием схемы замещения.
Введем в рассмотрение относительную частоту
, где
– номинальное
значение частоты. Любому текущему значению частоты
питающего
напряжения соответствует угловая скорость вращения магнитного поля и всех результирующих
(обобщенных) векторов, равная
, где
– число пар
полюсов. Номинальной частоте
соответствует
номинальная скорость поля
.
В теории частотного управления асинхронным двигателем вместо понятия «скольжение» используется понятие «абсолютное скольжение».
Так как скольжение S
равно
, где
– механическая
угловая скорость вращения вала двигателя, то можно осуществить преобразование:
.
Абсолютным скольжением bназывается величина
.
Следовательно, между скольжением S и абсолютным скольжением b
существует соотношение
.
С учетом введенных обозначений схему замещения двигателя можно представить в
виде рис. 3.1.
Возможно двухзонное частотное регулирование скорости, т. е. как в сторону уменьшения частоты, так и в сторону ее повышения по отношению к номинальной.
Во второй зоне регулирования (
)
частота напряжения изменяется при условии поддержания напряжения на неизменном
уровне, равном номинальному.

Рис. 3.1. Схема замещения асинхронного двигателя
при частотном управлении
В первой зоне регулирования (
)
одновременно со снижением частоты ниже номинального значения
возникает
необходимость снижения напряжения. Это следует из уравнения
, где
–
сопротивление статорных обмоток,
– ток
статора,
– число
витков фазных обмоток статора,
– обмоточный
коэффициент,
– магнитный
поток.
При незначительном (
) диапазоне
регулирования скорости в первой зоне относительное значение падения
напряжения в первичной цепи невелико:
.
Из последнего выражения следует, что при
снижение
частоты приводит к увеличению потока двигателя.
Существенное увеличение магнитного потока нежелательно, т. к.
это вызывает насыщение магнитной цепи, значительное увеличение тока намагничивания.
Так, уже изменение
на
10 % приводит к увеличению намагничивающего тока на 20–30 %. Изменение частоты
в более широких пределах приводит к более существенному увеличению
. Отмеченное
обстоятельство ведет к интенсивному нагреванию двигателя, снижению его
энергетических показателей и срока службы.
Нежелательно также существенное снижение магнитного потока, т. к. при этом снижается перегрузочная способность двигателя с одновременным перегревом двигателя, что следует из выражения
, где k– конструктивный
коэффициент,
– ток ротора,
–
коэффициент мощности вторичной цепи.
В связи с изложенным при построении систем частотного регулирования
скорости асинхронного двигателя вниз от основной скорости (
) стремятся
поддерживать магнитный поток примерно на том же уровне, который обеспечивается
при номинальном режиме работы двигателя. При этом используется один из следующих
законов регулирования:
(3.1)
(3.2)
(3.3)
(3.4)
Наиболее простой закон (3.1) используется при необходимости регулирования скорости в небольшом диапазоне, когда падение напряжения в обмотках статора мало влияет на величину тока намагничивания.
Исходя из баланса активной мощности в роторе [9]
.
Определяя ток ротора
из
схемы замещения (рис. 3.1) и пренебрегая сопротивлением
статорной
обмотки, можно получить следующее приближенное выражение для электромагнитного
момента двигателя:
.
Определив из (3.5) известными способами критическое
значение абсолютного скольжения
и
учитывая, что
,
получим следующее выражение для критического момента:
.
Следовательно, при рассмотренных условиях во всем диапазоне регулирования скорости поддерживается постоянство перегрузочной способности двигателя, под которой понимают величину
.
Системы частотного регулирования, реализующие закон регулирования
(3. 1), обеспечивают диапазон регулирования скорости до
при статизме
механической характеристики в пределах 5–10 %.
Для момента сопротивления
,
зависящего от скорости, закон регулирования (3.4) можно заменить следующими
законами [9]:
при
,
при
,
при
.
Однако, как показано в [1], во всех случаях удовлетворительные результаты обеспечивает закон (3.4).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.