В системах прямого управления моментом (в зарубежной литературе DTC – Direct Torque Control) потокосцепление статора является одной из регулируемых координат двигателя. В контуре регулирования реализуется скользящий режим, что обеспечивает высокую точность поддержания заданного значения . При задании и регулировании значение потокосцепления ротора системой регулирования не контролируется.
Как следует из выражения (3.12), единственной координатой, за счет изменения которой можно регулировать электромагнитный момент, является угол , характеризующий взаимное расположение векторов и . При этом значение можно изменять, лишь изменяя положение вектора по отношению к вектору .
На рис. 3.25, где –– полностью управляемые ключи автономного инвертора напряжения (рис. 2.1), показаны 8 возможных состояния ключей, которые формируют шесть ненулевых и два нулевых вектора напряжения . Изменение угла осуществляется за счет выбора такого вектора напряжения из восьми возможных –, который обеспечивает необходимое изменение электромагнитного момента. Одновременно с изменением момента изменится также и .
Таким образом, при работе системы регулирования вектор напряжения переходит из одного сектора в другой (рис. 3.26), а это обеспечивает поворот вектора потокосцепления статора . В результате, несмотря на то, что векторные преобразования в системе с прямым управлением моментом отсутствуют, обеспечивается вращение вектора с требуемой скоростью при поддержании модуля вектора на заданном уровне.
Рис. 3.25. Принцип формирования вектора напряжения:
а – диаграммы состояния полностью управляемых ключей;
б – векторы напряжения
Функциональная схема наиболее распространенного варианта электропривода, реализующего описанный способ формирования электрического момента, приведена на рис. 3.27. Здесь PC, PM, PП – регуляторы скорости, момента и потокосцепления соответственно; – формирователь таблицы переключений триггеров автономного инвертора; – формирователь фазных напряжений.
В релейно-гистерезисных регуляторах момент q и потокосцепление сравниваются заданные значения регулируемых координат с их значениями, вычисленными в модели асинхронного двигателя, и формируются логические сигналы для формирователя , который управляет транзисторами инвертора. Настраиваемая полуширина петли гистерезиса каждого из регуляторов характеризует максимальное отклонение регулируемых координат от заданных значений.
Рис. 3.26. Расположение векторов напряжения
и векторов потокосцеплений
В результате применения релейных регуляторов с гистерезисом в системе с прямым управлением моментом реализуется двумерный скользящий режим.
Известно, что системы регулирования, в которых создаются скользящие режимы, обладают рядом особенностей:
- существующие в объекте регулирования перекрестные обратные связи мало влияют на формирование переходных процессов;
- системы приобретают свойства грубости;
- появляется инвариантность к изменениям некоторых параметров объекта управления и возмущений;
- понижается порядок дифференциальных уравнений.
Дополнительной особенностью систем прямого управления моментом асинхронного двигателя является объединение задач ШИМ и регулирования момента, в связи с чем отсутствует необходимость программной реализации широтно-импульсной модуляции напряжения на выходе инвертора напряжения.
Рис. 3.27. Функциональная схема системы
с прямым управлением моментом
Отмеченные особенности систем с прямым управлением моментом обеспечивают высокое качество регулирования. В модели двигателя оценки регулируемых координат вычисляются с помощью следующих уравнений:
,
,
.
Вектор напряжения определяется на основе измеренного напряжения в звене постоянного тока преобразователя частоты и текущего состояния транзисторов инвертора. Точность расчета вектора корректируется на основе измеренных и вычисленных значений токов в соответствии с выражением
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.