В системах прямого управления
моментом (в зарубежной литературе DTC – Direct Torque Control) потокосцепление статора является
одной из регулируемых координат двигателя. В контуре регулирования
реализуется
скользящий режим, что обеспечивает высокую точность поддержания заданного
значения
. При
задании и регулировании
значение
потокосцепления ротора
системой
регулирования не контролируется.
Как следует из выражения (3.12), единственной
координатой, за счет изменения которой можно регулировать электромагнитный
момент, является угол ,
характеризующий взаимное расположение векторов
и
. При
этом значение
можно
изменять, лишь изменяя положение вектора
по
отношению к вектору
.
На рис. 3.25, где –
–
полностью управляемые ключи автономного инвертора напряжения (рис. 2.1),
показаны 8 возможных состояния ключей, которые формируют шесть ненулевых и два
нулевых вектора напряжения
.
Изменение угла
осуществляется
за счет выбора такого вектора напряжения из восьми возможных
–
,
который обеспечивает необходимое изменение электромагнитного момента.
Одновременно с изменением момента изменится также и
.
Таким образом, при работе системы
регулирования вектор напряжения переходит
из одного сектора в другой (рис. 3.26), а это обеспечивает поворот вектора
потокосцепления статора
. В
результате, несмотря на то, что векторные преобразования в системе с прямым
управлением моментом отсутствуют, обеспечивается вращение вектора
с
требуемой скоростью при поддержании модуля вектора на заданном уровне.
Рис. 3.25. Принцип формирования вектора напряжения:
а – диаграммы состояния полностью управляемых ключей;
б – векторы напряжения
Функциональная схема наиболее
распространенного варианта электропривода, реализующего описанный способ
формирования электрического момента, приведена на рис. 3.27. Здесь PC, PM, PП –
регуляторы скорости, момента и потокосцепления соответственно; –
формирователь таблицы переключений триггеров автономного инвертора;
– формирователь
фазных напряжений.
В релейно-гистерезисных регуляторах момент q и
потокосцепление сравниваются заданные значения регулируемых координат с их
значениями, вычисленными в модели асинхронного двигателя, и формируются логические
сигналы для формирователя ,
который управляет транзисторами инвертора. Настраиваемая полуширина петли
гистерезиса каждого из регуляторов характеризует максимальное отклонение
регулируемых координат от заданных значений.
Рис. 3.26. Расположение векторов напряжения
и векторов потокосцеплений
В результате применения релейных регуляторов с гистерезисом в системе с прямым управлением моментом реализуется двумерный скользящий режим.
Известно, что системы регулирования, в которых создаются скользящие режимы, обладают рядом особенностей:
- существующие в объекте регулирования перекрестные обратные связи мало влияют на формирование переходных процессов;
- системы приобретают свойства грубости;
- появляется инвариантность к изменениям некоторых параметров объекта управления и возмущений;
- понижается порядок дифференциальных уравнений.
Дополнительной особенностью систем прямого управления моментом асинхронного двигателя является объединение задач ШИМ и регулирования момента, в связи с чем отсутствует необходимость программной реализации широтно-импульсной модуляции напряжения на выходе инвертора напряжения.
Рис. 3.27. Функциональная схема системы
с прямым управлением моментом
Отмеченные особенности систем с прямым управлением моментом обеспечивают высокое качество регулирования. В модели двигателя оценки регулируемых координат вычисляются с помощью следующих уравнений:
,
,
.
Вектор напряжения определяется
на основе измеренного напряжения в звене постоянного тока
преобразователя
частоты и текущего состояния транзисторов инвертора. Точность расчета вектора
корректируется
на основе измеренных и вычисленных значений токов в соответствии с выражением
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.