Прочитайте «Песню вещей птицы Гамаюн», иллюстрируя ее на фланелеграфе. Выделите слова и выражения: «подоблачье», «птица-певица», «Земля-матушка», «Ветры буйные», «Зори ясные», «горючий камешек». Выразите свое восхищение певучестью и образностью речи «Песни...».
4. Учимся рассказывать. Предложите детям пересказать фрагмент «Песни вещей птицы Гамаюн», используя выделенные слова и выражения, а также изображение «Картины мира», выложенное на фланелеграфе.
5. Физкультминутка.
6. Красота родного языка. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь». Выделите образные выражения («шатер голубых небес», «цепи гор стоят великанами», «мурава лугов ковром стелется» и т. д.) И обсудите их.
7. Словарик: выделенные слова и выражения.
8. Вспоминаем... Напомните детям содержание занятия «Экологическая прогулка», продемонстрируйте практические работы, выполненные на занятиях «Мир красок» и «Мир чувств». Предложите составить коллективный рассказ о единой картине мира, в которой есть место всем компонентам неживой природы и всем живым существам. Пусть каждый ребенок произнесет по одной фразе, начинающейся словами «Мир вокруг меня - это...» (ласковое солнце, дающее свет и тепло; огромное небо, в котором парят птицы, и т. д.). Попросите детей сделать свои высказывания как можно более образными и эмоциональными.
Приложение к теме 22 «Картина мира»
Описание наглядного пособия «Картина мира»
Пособие представляет собой двухцветный картонный круг диаметром 30 см, разрезанный на 10 одинаковых секторов. Пять секторов круга окрашены в голубой цвет, на них наклеены картинки с изображением объектов неживой природы:
- солнца и других небесных тел;
- воды в разных видах (капли, облака, поверхность водоемов и т. д.);
- воздуха (изображение безоблачного неба); - камней;
- почвы (почвенный разрез; комья земли и т. д.).
Другие пять секторов круга окрашены в зеленый цвет, на них наклеены картинки с изображением представителей пяти Царств живой природы:
- растений (трава, кустарник, дерево);
- животных (любые);
- грибов (любые);
- бактерий (мелкие формы в круге окуляра микроскопа);
- вирусов (крошечные точки в круге окуляра микроскопа).
Описание игры «Челнок»
Дети делятся на две группы, выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1 м и берутся за руки.
Все хором говорят следующие слова:
Шили, шили, вышивали тонко
Бело полотно, да белобархатно!
После этих слов дети одной шеренги поднимают руки и образуют воротца - нитки основы будущего полотна. Другая шеренга, подражая движению ткацкого челнока, проходит змейкой между нитками. В это время ведущий говорит следующие слова:
В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, с частыми звездами.
По окончании этих слов дети снова выстраиваются в шеренги лицом друг к другу и повторяют слова зачина игры («Шили, шили...»). Теперь первая группа становится челноком, а вторая нитками основы. Ведущий продолжает:
Во второй раз вышивали - красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.
Игра повторяется до тех пор, пока ведущий не произнесет все слова:
В третий раз вышивали - чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями.
В четвертый раз вышивали сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми кораблями,
Середку украшали лазоревыми цветами.
В конце игры покажите детям тканевую аппликацию «Разноцветная Земля» или просто фоторепродукцию, на которой изображен окружающий мир.
Легенда о сотворении мира
(по мотивам книги К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»)
Из неведомых глубин космоса прилетела на Землю волшебная птица. Она сложила крылья и запела свою удивительную песню. Звуки песни были столь прекрасны, что тотчас же небесный свод засверкал тысячами звезд, созвездий и планет. Мелодия звучала все громче, и вскоре теплое золотое солнце встало над горизонтом и обогрело своими лучами нарождающийся мир.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.