. Продемонстрируйте слайды с изображением пейзажей: пустынная безжизненная земля; весеннее распаханное поле; земля, покрытая травой, цветами и колосьями, и т. д. Обратите внимание детей на разнообразие цвета земли-почвы.
. Расскажите об отношении наших предков к земле. Обсудите выражения «мать сыра земля», «земля-кормилица», «земля-матушка».
. Прочитайте стихотворения А. Боске «Зернышко», К. Ф. Мейера «Слово сеятеля», В. Солоухина «...Вы проходите мимо цветка?», иллюстрируя их картинками.
2. Физкультминутка.
3. В руки кисточки берем...
. Прочитайте стихотворение Е. Трутневой «Зерно».
. Скажите детям, что сегодня они будут рисовать цветок на фоне земли, и продемонстрируйте ход выполнения практической работы:
- возьмите кусок полиэтилена и покройте его краской зеленых тонов; сверху положите лист бумаги белого цвета, слегка прижмите ладонью, снимите и отложите в сторону для подсыхания;
- проделайте все то же самое, но уже с краской землистых тонов (серо-коричневой);
- осторожно состыкуйте отпечатки на расположенном вертикально листе бумаги, разместив зеленоватый вверху, а землистый внизу;
- тонкой кистью нарисуйте растение, росток которого располагается в верхней части, а семечко с корешками - в нижней (под землей). . Предложите детям сначала на отдельном листе поупражняться в рисовании ростка тонкой кистью, а затем выполнить работу.
Мир чувств.
Материалы: «Разноцветный хвостик»; почва трех разных цветов; бумага белого и светло коричневого цвета; ножницы; клей; песок; шариковая ручки; природные материалы (сухие травинки, кусочки коры и мха, листья, хвоя); нити цвета почвы.
1. Краски Природы.
Раздайте каждому ребенку по три образца почвы разного цвета и предложите:
- внимательно рассмотреть цвет каждого образца;
- выбрать по одной нити каждого оттенка из многообразия нитей коричневого, серого и черного цветов;
- привязать поочередно каждую ниточку к узлу «Разноцветного хвостика»;
- на листе белой бумаги размазать небольшой комочек почвы каждого образца и сравнить его цвет с цветом выделенных нитей.
Спросите у детей, что чувствовали их пальцы, когда они рисовали комочками почвы.
2. Практическая работа.
Объясните детям, что такое почвенный разрез. Расскажите о чередовании слоев почвы, отличающихся друг от друга по цвету и составу. Поговорите об обитающих в почве живых существах.
Продемонстрируйте все этапы выполнения работы:
- разделите лист бумаги белого цвета горизонтальными слегка волнистыми линиями на пять частей - это будут слои почвы (верхняя часть по размеру больше, чем все остальные);
- на верхний слой приклейте сухие травинки, кусочки коры и мха, сухие листья, хвойные иголки;
- комочками почвы каждого из трех образцов по очереди закрасьте три нижележащих слоя;
- самый нижний слой покройте клеем и слегка присыпьте песком;
- прорежьте в каждом из трех средних слоев окошечко с отрывающейся створкой; положите под рисунок лист бумаги светло-коричневого цвета и склейте оба листа по краям;
- приоткрывая створки окошечек, нарисуйте в каждом из них (на светло-коричневой бумаге) какое-нибудь живое существо - жучка, червячка, мышку.
. Предложите детям выполнить работу и в конце занятия рассказать о тех живых существах, которыми они «заселили» свой почвенный разрез.
3. Запах. По окончании работы попросите детей понюхать свои руки и попытаться описать запах почвы, а затем тщательно вымыть руки.
Развитие речи.
М а т е р и а л ы: литературный ряд; картинки :.. для иллюстрации стихотворения; реквизит и куклы для инсценировки сказки; календарь-дневник.
1. Наши руки строят звуки.
2. Звуковая и артикуляционная разминка: звуки [ш] и [щ].
3. Учимся рассказывать.
Прочитайте стихотворение Е. Фейсрабенда:
Не забуду землю под ногами
В теплых травах, в бархатной пыли,
Тропки, что лесами и лугами
К чудесам обещанным вели.
Дно речное чувствую ступнями,
Розовую гальку и песок,
Грунт лесной, пронизанный корнями,
Ласку мхов, щетинистость осок...
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.