Лекция 1.Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы.
1. Понятие конкуренции. Объективные причины ее возникновения.
2. Предмет, формы и функции конкуренции.
3. Виды конкуренции по типам рынков.
4. Методы конкурентной борьбы.
5. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений.
I. Научная экономика предлагает наличие определенных элементов рынка:
- связь производителей и потребителей
- экономическую обособленность
- цены
- спрос и предложение
- конкуренцию (определяет величину экономических регуляторов, которые выступают цены, нормы прибыли, норма процента на капитал и др.).
Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериями доступа к редким благам (П. Хайне).
Конкуренция есть ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы (Ф. Найт).
Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его (К. Р. Макконели и С. Л. Брю)
Конкуренция – соперничество строго с новым, с инновациями (И. Шумпетер).
Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющихся ландшафт, на которых проявляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты ( М. Портер).
Конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущееся ими на доступных сегментах рынка ( А. Ю. Юданова).
Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции:
Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (форма рынка) и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции – это соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.
Конкуренция ( от латинского concurrentia – сталкиваться) – это соперничество на каком –либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели (Г. Л. Азоев).
Объективные предпосылки усиления конкуренции:
Макроэкономические:
1. Увеличение количества разнообразных п/п, действующих на российском рынке
2. Либерализация (невмешательство) цен и сокращение платежеспособного спроса
3. Либерализация внешнеэкономических отношений
4. Финансовая дестабилизация и информационные процессы
5. Обеспечение конвертируемости рубля
6. Приватизации и формирование негосударственного сектора экономики
7. Демонополизация экономики
8. Создание рыночных институтов
Микроэкономические:
1. Изменение поведения п/п на рынке
2. Трансформируется и покупательское поведение потребителей.
II. Предмет конкуренции – товар/услуга.
Объект конкуренции – потребитель (покупатель, заказчик).
Функции конкуренции:
1. установление и выполнение рыночной стоимости товара
2. выравнивание индивидуальной стоимости и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования распределяемых ресурсов.
3. регулирование перетока капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого или уровня эффективности его использования.
Формы конкуренции:
1. Видимые
- снижение цен
- предложение товаров более высокого качества
- расширение сроков гарантийного обслуживания
- предложение новых форм реализации товаров
- сбыт через посредников
2. Неосязаемые
- борьба за контроль над рынками сбыта продукции
- борьба за получение выгодных экономических отношений государственных заказов
- борьба за более высокий имидж п/п.
III.
Классификация видов конкуренции
В основу определения типа рыночной структуры положены следующие критерии:
1. количество п/п, представляющих на рынке выпускаемую отраслью продукцию
2. характер производимой продукции (стандартизированная или дифференцированная)
3. наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее
4. степень доступности к экономической информации
Характеристика типов рыночных структур
Тип рыночных структур |
Количество п/п на рынке |
Характер производимой продукции |
Цены |
Входные барьеры, доступ к информации |
Совершенная конкуренция |
Много |
Стандартизированная, однородная |
Свободные |
Нет, свободные |
Монополистическая конкуренция |
Много |
Дифференцированная |
Дифференцированные |
Высокие, тщательно скрывается |
Олигополия |
2-5 |
Стандартизированная, дифференцированная |
Дифференцированные |
Высокие, тщательно скрывается |
Монополия |
1 |
Стандартизированная, дифференцированная |
монополиста |
Высокие, свободные |
Виды монополии:
1. Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических запретов
2. Естественная монополия – необходима в связи с тем, что без нее невозможно эффективное использование ресурсов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.