рыночные (доступ к рынкам ресурсов и новых технологий, лидирующее положение товара на рынке, эксклюзивность товара, каналов распределения и рекламы товара, эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания, прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры);
6. эффективность функционирования организации (показатели доходности, интенсивность использования капитала и финансовая устойчивость).
Объекты конкуренции. Отрасль
Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящими в данную отрасль.
Объекты конкуренции. Страна
Конкурентными преимуществами страны могут быть:
1. значительные расходы из госбюджета на НИОКР;
2. значительные вложения на развитие человека (на образование, здравоохранение и социальные нужды);
3. стабильность политической и правовой системы;
4. доля ВВП на душу населения;
5. высокая продолжительность жизни;
6. высокая эффективность использования ресурсов;
7. оптимальный экспорт;
8. низкая инфляция;
9. наличие природных ресурсов, благоприятный климат, выгодное географическое положение;
10. значительная доля конкурентоспособных фирм;
11. конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12. гибкость финансовой системы;
13. динамичность внутреннего рынка;
14. отсутствие большой государственной задолженности;
15. высокий уровень образованности населения;
16. открытость страны;
17. высокий уровень международной интеграции;
18. высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;
19. низкие налоговые и таможенные ставки;
20. высокая культура бизнеса страны.
Международная конкуренция
Отрасль
Основным объектом для разработки конкурентной стратегии компании является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя товары со сходными источниками конкурентного преимущества.
Разрабатывая конкурентную стратегию, компании стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Выбор долговременной конкурентной стратегии определяют два главных момента:
1. структура отрасли, в которой действует компания. Суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова;
2. позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней прибыльности отрасли как таковой.
Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, – суть конкуренции выражается пятью силами:
Силы конкуренции. Основные моменты
1. Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками.
2. Каждая отрасль экономики уникальна и имеет присущую только ей структуру.
3. Структура отрасли относительно стабильна, но все же может со временем изменяться.
4. Через свою стратегию компании могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону.
Структура отрасли
Структура отрасли важна для международной конкуренции по ряду причин:
Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования.
Во-вторых, надежными индикаторами «привле-кательности» отрасли могут служить не масштаб, быстрота роста или новизна технологии (этим чертам часто придают большое значение бизнесмены или государственные чиновники, занимающиеся планированием), а структура отрасли.
В-третьих, еще одна причина важности структуры отрасли в международной конкуренции заключается в том, что изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.
Позиция в отрасли
Компании должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли.
Позиция в отрасли – это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только ее продукция или то, на кого она рассчитана.
Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида:
1. более низкие издержки;
2. дифференциация товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Другая важная величина, определяющая позицию в отрасли, – сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется компания в пределах своей отрасли.
Одна из причин важности сферы конкуренции состоит в том, что отрасли сегментированы. Почти в каждой отрасли есть четко определенные разновидности продукции, многочисленные каналы распространения и сбыта и несколько типов покупателей.
Сфера конкуренции важна еще и потому, что компании иногда могут
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.