Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений, страница 5

Индекс концентрации

СRk=

gi = доля производства данного п/п в области выпуска отрасли

Обычно берут 3 или 4 п/п с наибольшими долями рынка.

При CR< 45% - рынок не концентрированный

CR = 45-70% - рынок умеренно концентрированный

CR> 70% - рынок высококонцентрированный

Коэффициент относительной концентрации

К=b/a

K- коэффициент относительной концентрации

b – доля крупнейших п/п рынка в общей сумме долей п/п, в %

a – доля продукции этих п/п в общем объеме выпускаемой продукции, в %

Индекс Герфиндаля Гершмана

HHI =

HHI – индекс Герфинам Гиршмана

g – доля производства (продаж) данного п/п в объеме выпуска продукции (сбыта) п/п всей отрасли.

II.

III. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отражение собственной деятельности п/п. Анализ необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки важной реакции и стратегического потенциала конкурентов.

При анализе конкурентов важны следующие факторы:

- выявление их слабых/сильных сторон исходящих от них угроз

- прогноз будущих стратегий и решениц

- предсказание реакции конкурентов на стратегию и действий фирмы

- определение влияния конкурентов на преимущества фирмы

Стратегическая группа конкурентов – это множество слперничающих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга.

Установить стратегическую группу – значит определить барьеры, которые определяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер п/п, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т.д.

Лекция 4.Разработка и выбор рыночной стратегии.

1. Научные подходы к формированию стратегии.

2. Процесс формирования стратегии на п/п.

3. Факторы, влияющие на выбор стратегии.

I.  Определение стратегии п/п зависит от конкурентной ситуации, в которой оно находится. Однако существуют некоторые подходы к формированию стратегии.

Научные подходы к формированию стратегии

Научные школы

Подходы к формированию стратегии

1.Школа дизайна

Процесс осмысления

2. Школа планирования

Формальный процесс

3.Позиционирования

Аналитический процесс

4.Предпринимательство

Процесс предвидения

5.Когнитивная

Ментальный процесс

6.Обучение

Развивающий процесс

7.Власти

Процесс ведения переговоров

8.Культуры

Коллективный процесс

9.Внешней среды

Реактивный процесс

10.Конфигурации

Процесс трансформации

Сторонников первых трех школ больше интересует то, как должны формироваться стратегии, а не то как они действительно разрабатываются. Внимание сторонников первой из школ концентрируется на построении стратегии, как на процессе не формального дизайна (конструктирование, проектирование, моделирование). А по сути это процесс осмысления и проработки.

Вторая школа рассматривает создание стратегии, как относительно изолированный систематический процесс формального планирования.

Сторонники третьей школы заняты актуальным содержанием стратегии, так как внимание ее концентрируется на выборе стратегических рыночных позиций п/п.

Следующие 6 школ рассматривают специфические стратегии. Стремясь связать стратегию с предпринимательством некоторые известные авторы рассматривали процесс ее построения как попытку проникновения в будущее, озарение посетившее руководителя п/п.

Но если стратегию представляют как индивидуализированное видение, то формирование ее также следует рассматривать как происходящий в голове человека процесс достижения целей и принципов (когнитивная школа).