Денежное обращение и денежные суррогаты. Деньги как средство обращения и расчетно-платежная система, страница 6

154

ственных предприятий существовало право отрицательного акцепта. Если в течение трех дней после поступления в банк платежного требования не следовало отказа в оплате, то в этом случае банк автоматически снимал деньги со счета своего клиента и переводил по соответствующим реквизитам (или, при отсутствии денег на счете, перекладывал в знаменитую картотеку № 2). Что касается кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций, органов государственного управления, то там существовало право положительного акцепта. То есть если вы, скажем, работали на государственном предприятии, то у вас бухгалтер должен был "дневать" и "ночевать" в банке, отслеживая поступления платежных требований.

В 1992 г. начался кризис неплатежей. Платежные документы шли очень медленно, поскольку Госбанк СССР не автоматизировал эти операции. Платежка шла как минимум 3—4 недели. Тогда Центральный банк разрешил осуществлять платеж не только платежными документами, но и авизо. Авизо — извещение (реестр). Сначала поступает авизо, а затем следом должны поступать платежные поручения с необходимыми документами. Но одно дело было подделать авизо и совсем другое — платежные поручения, документы, подтверждающие отгрузку товаров, железнодорожные накладные, счет-фактуру и т.п. Все это быстро сделать было нельзя. Авизо же подделывались элементарно. В результате мешки денег уходили неизвестно в каком направлении.

И еще одна особенность — акцептование платежного требования. Пришло платежное требование, и, если оно акцептируется, расчет производится. Но сделали из одного платежного требования гибрид — платежное требование и поручение вместе. В этом случае было возможно сделать поручение о предоплате, не имея под это основания. Когда вышел Гражданский кодекс РФ, то ЦБ изменил в соответствии с ним форму требования, оставив форму требования-поручения. А нужно было сделать форму инкассового требования.

Расчеты на основании платежных поручений и платежных (инкассовых) требований являются наиболее известной и традиционной формой расчетов. Столь же известной, хотя и мало распространенной, формой расчетов является аккредитивная форма. В ней не существует общепринятых форм, поскольку банк-исполнитель должен сам определиться в тех условиях, которые выдвигает клиент для платежа, который он доверяет произвести банку. В России следует более ши156

ражений) работы с аккредитивами. Банку нужно четко знать, когда можно заплатить.

Первая схема аккредитива заключается в следующем: покупатель обращается к банку-исполнителю, дает ему право списать с его расчетного счета сумму на счет "депо", а затем снимает эту сумму со своего корреспондентского счета в банке-эмитенте. Корреспондентский счет "loro" уменьшается на сумму аккредитива. Соответственно у банка-исполнителя увеличивается сумма на счете "nostra", и он, исходя из этих денег, переводит их на счет аккредитива или держит их у себя на тот случай, когда деньги понадобятся. Поставщик, выполнив обязательства по отгрузке товаров, предъявляет соответствующие требования в свой банк против счета аккредитива, и банк-исполнитель переводит деньги со счета аккредитива на его расчетный счет. Смысл этой операции заключается в следующем: покупатель рискует и теряет в результате того, что значительная сумма денежных средств забирается из его оборота (снимается с его расчетного счета и переводится в другое место), но он снимает с себя риски непоставки. Он знает, что если товар не будет поставлен, то деньги ему вернутся, т.е., в отличие от предоплаты, у покупателя отсутствует риск непоставки товара, у поставщика — неоплаты. Как только он начнет выполнять свои обязательства и оформит надлежащим образом документы, то он получит деньги на свой расчетный счет. Операция по выставлению аккредитива является сравнительно дорогой, поскольку за уменьшение рисков надо платить, как это принято во всем мире. Здесь действительно покупатель снимает с себя риск непоставки, поставщик — риск неоплаты.